Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта попросила о господдержке авиакомпаний

Крупнейшим авиакомпаниям страны - «Аэрофлоту», «Трансаэро», «Ютэйр» и S7 - необходимо предоставить господдержку, считает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта
Облет территории Украины приносит «Трансаэро» убытки/ М. Стулов/ Ведомости

В начале сентября президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун направил в администрацию президента письмо с просьбой оказать поддержку авиакомпаниям, сообщил «Ведомостям» человек, знакомый с содержанием письма. Сам Тасун подтвердил, что отправлял письмо, но от комментариев по поводу его содержания отказался. Человек, знакомый с содержанием письма, уточнил, что АЭВТ просит президента дать поручение правительству предоставить поддержку в виде госгарантий по кредитам четырем крупнейшим группам перевозчиков - «Аэрофлоту», «Ютэйр», «Трансаэро» и S7. По словам собеседника «Ведомостей», в документе объясняется, что авиакомпании оказались в сложном положении из-за ситуации вокруг Украины.

Представитель секретариата первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова подтвердил, что поручение проработать вопрос о господдержке авиакомпаний поступило в правительство и сейчас перенаправлено в профильные ведомства. «Поэтому о конкретных мерах пока говорить преждевременно», - пояснил собеседник «Ведомостей». Профильными ведомствами по вопросу выделения господдержки является Минтранс и Минфин. Но представитель Минтранса сказал, что министерство не получало от правительства поручений разработать вопрос по господдержке авиакомпаний. Получить комментарии представителя Минфина не удалось.

Замгендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский отмечает, что госгарантии по кредитам нужны компаниям, нуждающимся в перекредитовании, тем, кто исчерпал возможности кредитоваться сам. «Государственные гарантии меняют статус заемщика и делают компанию заемщиком самого высокого класса», - поясняет он. Крупных компаний, которым необходимо перекредитование, две - «Трансаэро» и «Ютэйр», сказал Ходоровский. По его мнению, большая долговая нагрузка этих компаний - не следствие текущей ситуации, она образовалась из-за слишком интенсивного роста. Ориентируясь на дальнейший рост пассажиропотока, компании наращивали парк, что влекло за собой другие расходы и увеличивало долг. Раньше эту фазу уже прошла авиакомпания «Сибирь» (работает под брендом S7). «В свое время «Сибирь» потеряла часть рынка, но сейчас находится в балансе», - отмечает Ходоровский.

В нынешней ситуации больше страдают авиакомпании, получающие значительную часть выручки от туристических перевозок, которые особенно зависят от сезона, отмечает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, среди них, в частности, дочернее предприятие «Оренбургские авиалинии» («дочка» «Аэрофлота»), «Нордвинд», «Когалымавиа», «Ай Флай», а также «Трансаэро», которая имеет мощные позиции на туристическом рынке.

Проблемы в авиационной отрасли коснулись и самого «Аэрофлота». Чистый убыток группы «Аэрофлот» по МСФО в первом полугодии 2014 г. составил 1,905 млрд руб. против 45 млн руб. чистой прибыли годом ранее. Выручка за данный период выросла на 9,4% и составила 140,3 млрд руб. Но у «Аэрофлота» нет проблем с излишней кредитной нагрузкой, сказал Ходоровский.

«Ютэйр» за господдержкой в правительство не обращалась, сообщил человек, близкий к компании. Во вторник ИТАР-ТАСС писал, что «Трансаэро» представила свои предложения в Минтранс о вариантах возможной господдержки в условиях введения ограничений на полеты через Украину. «В рамках обсуждения мер господдержки в условиях введения украинских санкций на транзит авиакомпания направила ряд финансово-экономических предложений о компенсациях, в том числе и о предоставлении госгарантий по кредитам, получаемым от российских банков», - цитирует агентство гендиректора авиакомпании Ольгу Плешакову. По словам министра транспорта Максима Соколова, дополнительные затраты «Трансаэро», связанные с необходимостью облета территории Украины, ежемесячно составляют $3 млн.