Не только банки готовы стать основными владельцами «Мечела»

Не только банки - кредиторы «Мечела» готовы стать его контролирующими акционерами. Владелец компании Игорь Зюзин получил предложение о продаже своей доли
А.Махонин/ Ведомости

Еще летом Зюзин жаловался президенту Владимиру Путину на банки-кредиторы. Ими «был предложен вариант фактического отъема собственности у мажоритарного акционера компании «Мечел», суть которого заключается в продаже всех принадлежащих ему акций стоимостью около $500 млн за символическую плату в $5». Месяц назад гендиректор «Мечела» Олег Коржов рассказал еще об одном предложении - конвертации $3 млрд долга (из $5,5 млрд, которые приходятся на ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк) в 75% новых акций «Мечела», при этом доля Зюзина сокращается до 10% и он получает опцион на выкуп долей банков за $3 млрд плюс 15% годовых.

Мы считаем, что компания «Мечел» базово сама по себе хорошая, занимает правильную нишу и у нее очень интересные инвестиционные проекты. Был разрыв между вложениями и доходами от этих вложений, которые наступят не сейчас. Поэтому, если компании дать передышку, она снова заработает. Мы, в принципе, не боимся в компанию вкладывать», - заявил вчера президент ВТБ Андрей Костин. Делать это готовы не только банки. Зюзин (контролирует 67,42% голосующих акций) получил предложение о ее продаже, рассказали «Ведомостям» источник, близкий к одному из банков-кредиторов, и человек в окружении Зюзина.

По словам источника в окружении Зюзина, банки продолжают давить на основного акционера «Мечела», пытаясь вынудить его оставить компанию. «Так, вскоре после ряда заявлений и иска ВТБ, приведших к обвалу акций «Мечела» на 53%, бизнесмен получил предложение от неких людей и компаний обсудить возможность продажи «Мечела», а позже и звонок от одного из банков с вопросом о принятом решении», - рассказывает собеседник «Ведомостей». О том, что на актив появился некий покупатель, слышал и источник в одном из банков-кредиторов. Имени претендента собеседники «Ведомостей» не знают. Банкир лишь подчеркивает: это не клиент банков-кредиторов. Двое знакомых Зюзина говорят, что сам бизнесмен подозревает, что его компания заинтересовала Геннадия Тимченко. Впрочем, представитель Volga Group (компания Тимченко) это опровергает.

Представители «Мечела», ВТБ и Сбербанка ситуацию комментировать не стали. Их коллега из Газпромбанка на вопросы не ответил.

Маловероятно, что «Мечел» представляет интерес для кого-нибудь из частных инвесторов, считает аналитик БКС Кирилл Чуйко. Такая инвестиция имеет смысл только в том случае, если цены на уголь резко вырастут, а это сомнительно: Китай завершает цикл индустриализации - в дальнейшем он будет только сокращать потребление стали, а значит, цены на уголь и железную руду будут падать, объясняет эксперт. Он допускает, что интересантом может выступить компания, аффилированная с государством.

«Мечел» и банки-кредиторы вышли на финишную прямую в переговорах о долге, заявил в понедельник помощник Путина Андрей Белоусов: «Я это знаю не понаслышке, я проводил встречу, сводил их между собой». После этой встречи, рассказывает один из ее участников, топ-менеджеры «Мечела» надеялись, что «компромисс близок», и рассчитывали на скорую реструктуризацию. Но в понедельник Костин заявил, что единственный выход из ситуации - конвертация долга в акции. Вчера он заявил о подвижках: «Диалог идет. Есть некие новые моменты, появились буквально в последние дни. Нам нужно еще несколько дней, для того чтобы понять, насколько мы готовы». Никаких подробностей он не раскрыл.

Заявления банкиров и чиновников заставляют инвесторов нервничать: на этой неделе «Мечел» то рос на 20%, то падал (см. график).

Ситуация должна разрешиться уже скоро. На прошлой неделе «Мечел» допустил дефолт по выплате процентов по кредитам, рассказывали источники, близкие к компании и банкам-кредиторам. ВТБ уже подал к компании иск на 3 млрд руб., вчера в базе данных арбитражных дел появилась информация об иске Сбербанка к «Мечелу» и его «дочкам». Представитель банка сумму не раскрывает, ТАСС со ссылкой на источник пишет, что речь идет о 1,5 млрд руб. До конца года «Мечелу» нужно вернуть $1 млрд, в том числе $685 млн российским кредиторам, говорится в майской презентации компании.