Правительство может сократить финансирование строительства моста через Лену

Расширение БАМа и Транссиба может быть профинансировано в том числе за счет средств, зарезервированных в бюджете на строительство моста через реку Лену

Сколько стоит мост. 73,2

млрд руб. столько стоит строительство моста через Лену до 2020 г. Из них 56,9 млрд руб. - деньги государства

В бюджете не хватает денег на субсидии РЖД, которые чиновники обещали монополии. Часть средств, которые будут выделены РЖД из бюджета на модернизацию БАМа и Транссиба (13 млрд руб.), могут быть перенаправлены на дополнительное субсидирование пассажирских перевозок дальнего следования. Об этом «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника профильных ведомств. Образовавшийся дефицит может быть частично покрыт за счет средств, предназначенных на строительство моста через реку Лену (см. врез), отмечают собеседники. Весной министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что строительство моста через Лену под вопросом из-за не очевидного трафика. Сейчас судьба проекта не прояснилась, но деньги в ФЦП на него заложены.

РЖД может получить в этом году 30 млрд руб. из резервного фонда и в 2015 г. дополнительно 12,5 млрд руб. на организацию перевозок в пригородном сообщении и дальнего следования (ранее на это в бюджете было предусмотрено 25 млрд руб.). Президент РЖД Владимир Якунин в сентябре просил у премьер-министра Дмитрия Медведева 70 млрд руб. дополнительных субсидий в 2015 г., иначе монополия рискует получить убыток в 60 млрд руб.

Бюджетные деньги, предназначенные на Восточный полигон, не впервые перенаправляются на другие нужды РЖД. В прошлом году 26 млрд руб., предназначенных для БАМа и Транссиба, пошли на субсидию РЖД для ремонта инфраструктуры. Их правительство РЖД также обещало компенсировать. Но механизма компенсации этих средств пока нет. Ранее министр транспорта Максим Соколов говорил, что в финансовой модели проекта существует «определенный дефицит» по 2017 г. Появился он «за счет переноса части денег на другие мероприятия на более ранние годы и до сих пор не восстановлен» (его слова приводит «Интерфакс»).

На программу модернизации БАМа и Транссиба («Восточный полигон») до 2018 г. в бюджете предусмотрено 100 млрд руб. (в следующем году - 34 млрд руб.). В 2015 г. монополия получит еще 50 млрд руб. на расширение магистралей из фонда национального благосостояния (ФНБ).

РЖД оценивает стоимость проекта расширения БАМа и Транссиба до 2018 г. в 562 млрд руб.: 150 млрд руб. компания получит из ФНБ, 110 млрд руб. - из бюджета и 302 млрд руб. вложит из собственных средств. Но чиновники предлагают включить в проект Восточного полигона еще и участок Междуреченск - Тайшет, за счет чего общая стоимость расширения магистралей может вырасти на 10,5% до 621,3 млрд руб.

Пропускная способность БАМа и Транссиба до 2018 г. должна вырасти на 55 млн т в год. Но чиновники планируют увеличить ее еще больше - до 75 млн т в год, не увеличивая объем финансирования.

Перераспределять средства с менее актуальных проектов на более актуальные правильно. Но важно еще и чтобы чиновники задавались вопросом: действительно ли нужен РЖД тот объем субсидий, который монополия каждый год просит, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Представитель РЖД от комментариев отказался.