Danone снижает продажи молока и кефира

Danone снижает продажи молока и кефира. Компании важнее продукты с высокой добавленной стоимостью - в них не так заметна дороговизна сырого молока
Андрей Махонин
Андрей Махонин / Ведомости

Продажи низкомаржинальных продуктов Danone - молока и ферментированных продуктов, например кефира, снизились в III квартале 2014 г. на двузначное число процентов. В то же время продажи высокомаржинальных продуктов (йогуртов, напитков для повышения иммунитета, детского питания, творожков) росли от 5 до 15%, следует из квартальной презентации Danone. На общий рост продаж в России влияют вывод новых продуктов (с начала 2014 г. в ассортимент были, например, введены двуслойные творожки Danissimo и «Активиа». - «Ведомости») и повышение отпускных цен, говорится в презентации.

«В России мы укрепляем наши позиции и закладываем основы для будущего роста», - заявил вчера финансовый директор Danone Пьер-Андре Терисс инвесторам: в «сложном» российском рынке он видит положительные тенденции.

Двузначное снижение процента продаж низкомаржинальных продуктов вместе с однозначными цифрами роста продуктов с большой добавленной стоимостью Терисс отмечал еще в апреле - по результатам I квартала 2014 г. Тенденция наблюдается с конца 2013 г., когда начала расти цена на сырое молоко (к настоящему моменту - на 40%) и низкомаржинальные продукты стали производиться в убыток, знает сотрудник крупной молочной компании.

В августе 2014 г., по данным Союзмолока, литр сырого молока в среднем стоил 18,4 руб. (на 21,6% больше, чем в августе 2013 г., и на 47,4%, чем в августе 2012 г.). Повышения же розничных цен не допустили бы ритейлеры и переработчику пришлось пойти на сокращение производства, рассуждает собеседник «Ведомостей». Запросы «Ведомостей» в розничные сети остались без ответа.

Тогда же, в апреле, Терисс говорил, что рост цен на молоко остановился, и обещал, что руководство Danone СНГ будет работать в двух направлениях: во-первых, снижать цены на молоко, а во-вторых, выводить новые продукты на рынок. Для Danone российский рынок особенно важен, так как он крупнейший: по итогам 2013 г. он дал 11% выручки глобальной компании.

Нехватка сырого молока, рост цен на него и, как следствие, убыточность производства вынудили Danone объявить, что с октября остановится работа молочного комбината в Смоленске (пока этого не произошло). Решение закрыть завод никак не связано с экономическими санкциями, говорил в сентябре представитель Danone. В этом году Danone еще дважды объявляла о закрытии заводов в России: в июне - об остановке производства на «Данон Волге» (Тольятти) из-за малой площади предприятия (0,6 га) и наличия неподалеку другой крупной производственной площадки - молочного комбината «Самаралакто», в июле также - молокозавода «Новосибирский». Закрытие новосибирского молочного завода вызвано стремлением компании оптимизировать производство и работать в тех регионах, где можно производить высокомаржинальную продукцию, объясняла тогда компания.

Но на планы Danone по инвестициям в Россию это не повлияло: ранее сообщалось, что за пять лет (с 2012 по 2017 г.) Danone планирует вложить в Россию $700 млн (в среднем годовые инвестиции, по расчету компании, составят около $120 млн, в 2013-2014 гг. капитальные вложения могут превысить этот показатель). Эти планы не пересматривались, большая часть инвестиций уже осуществлена, сообщил представитель компании «Ведомостям».