Гибель Кристофа де Маржери вряд ли приведет к смене стратегии Total

В понедельник во «Внуково» погиб президент Total Кристоф де Маржери. Он был одним из немногих европейских бизнесменов, публично доказывавших вред санкций против России
После столкновения со снегоуборщиком бизнес-джет де Маржери разрушился и сгорел/ Reuters/ Maxim Zmeyev

Частный реактивный самолет Falcon, на борту которого находились президент французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа, вылетал из Москвы в Париж в 23.57 мск 20 октября, говорится в сообщении пресс-службы аэропорта «Внуково». Во время разгона борт столкнулся со снегоуборочным автомобилем. Де Маржери и все члены экипажа погибли, водитель снегоуборочного автомобиля не пострадал. Total подтвердила гибель де Маржери.

Президент России Владимир Путин в телеграмме президенту Франции Франсуа Олланду выразил соболезнования в связи с катастрофой и назвал де Маржери настоящим другом России.

Де Маржери улетал из Москвы после участия в Консультативном совете по иностранным инвестициям под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. На встрече в понедельник он в очередной раз высказался против любых санкций (текст выступления вчера распространила Франко-российская торгово-промышленная палата). Де Маржери отметил, что Total, как законопослушная компания, будет их соблюдать. Но при этом призвал Медведева исправлять ситуацию политическими методами, сказав, что о том же самом просит и руководство своей страны.

Это далеко не первое выступление де Маржери с критикой санкций. Ранее он признавал, что они мешают компании привлекать финансирование для совместного проекта с «Новатэком» - «Ямал СПГ». Из-за санкций же Total приостановила скупку акций «Новатэка», остановившись на доле в 18% вместо планировавшихся 20%. Летом источники «Ведомостей» рассказывали, что де Маржери был одним из тех, кто убеждал европейские власти не вводить персональные санкции против предправления «Газпрома» Алексея Миллера. И в итоге последний их избежал.

Во «Внуково» еще ночью начали работать сотрудники Следственного комитета России (СКР). Водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко задержан на 48 часов. Уже утром СКР сообщил, что он находился в состоянии алкогольного опьянения. Но адвокат водителя Александр Карабанов это опроверг.

«В ближайшее время следователи примут меры к отстранению от служебных обязанностей ряда сотрудников аэропорта», - сказал представитель СКР Владимир Маркин. «Несмотря на то что в деле уже появились первые подозреваемые, очевидным является и то, что за халатными действиями непосредственных исполнителей стоят, конечно же, более высокие руководители аэропредприятия», - сказал Маркин.

Наивно предполагать, что такая катастрофа могла произойти лишь из-за действий водителя снегоуборщика, уверяет сотрудник спецслужб. По всей видимости, в самое ближайшее время будет арестовано значительное количество управленцев разного ранга из «Внуково». За нарушения в аэропорту, которым пользуется также правительственный авиаотряд, привлекать к ответственности будут «невзирая на лица», обещает он.

Уже возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Она предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет.

Контролируют движение наземной техники на взлетно-посадочной полосе два человека - диспетчер старта и руководитель бригады водителей наземной техники, говорит президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. «Наземная техника, в частности, для уборки снега выходит на полосу только в группе по несколько машин. Как правило, на время уборки аэродром закрывают, но также возможно проведение очистки от осадков и в значительные перерывы между полетами. Закончиться она должна за 5 минут до начала взлета или посадки», - поясняет Ковалев. Руководитель бригады должен доложить диспетчеру старта о том, что все машины ушли с полосы, и он отвечает за это. Диспетчер разрешает взлет или посадку самолету, когда он уверен, что полоса свободна, основываясь на докладе руководителя бригады, а также используя технические средства контроля и визуальный контакт. Он также лично несет ответственность за отсутствие препятствий на полосе.

Представитель Госкорпорации по ОрВД, сотрудниками которой являются диспетчеры всех российских аэропортов, отказался от комментариев. Представитель «Внуково» не предоставил дополнительных комментариев.

Total добывает нефть в России уже 15 лет. Де Маржери возглавил компанию в 2007 г. С тех пор Россия стала для нее ключевым регионом. В 2013 г. добыча Total здесь выросла на 16% по сравнению с предыдущим годом. Это самая высокая динамика во всех регионах присутствия Total. Но по добыче Россия пока занимает лишь 10% и обгоняет только Северную и Южную Америку, но вдвое отстает от Ближнего Востока и Африки.

Total пыталась купить 25% «Новатэка» еще в 2004 г. Сделку долго не согласовывала ФАС, и компания от нее отказалась. Переговоры возобновились, когда де Маржери возглавил компанию. В 2011 г. Total за $4,8 млрд купила 14% «Новатэка» и за $425 млн - 20% в проекте «Ямал СПГ». Последний предполагает строительство к 2018-2019 гг. завода по сжижению газа мощностью 16,5 млн т.

Одновременно Total продолжала сотрудничать и с «Газпромом». В 2007 г. через несколько месяцев после назначения де Маржери было объявлено, что Total получит 25% в операторе Штокмановского месторождения в Баренцевом море с запасами почти 4 трлн куб. м газа. Но проект был заморожен.

Стратегия Total направлена на рост добычи и один из немногих регионов, где она может ее реализовать, - это Россия, рассуждает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. С учетом больших инвестиций, уже вложенных в Россию, разворот стратегии возможен только в силу политического давления, полагает аналитик. Конечно, зачастую смена высшего руководства ведет к переосмыслению стратегии, но есть основания полагать, что в случае с Total этого не произойдет, добавляет Нестеров.

Вряд ли эта катастрофа повлияет на имидж России. Но только потому, что он и так уже достаточно испорчен в связи с последними событиями, сетует научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Тот факт, что руководитель крупнейшей французской компании погиб на территории России, не педалировался в заявлениях французских политиков и медиа. В течение всего дня российские обстоятельства не упоминались в заголовках. Везде речь шла только об авиакатастрофе. О том, что она произошла в Москве, упоминалось только 1-2 строками в текстах статей.