ЦБ может принять участие в строительстве третьей взлетно-посадочной полосы в «Домодедово»

Чиновники предлагают строить третью взлетно-посадочную полосу в «Домодедово» на условиях проектного финансирования с привлечением средств ЦБ
В строительстве новой взлетно-посадочной полосы в «Домодедово» может поучаствовать ЦБ/ Е. Разумный/ Ведомости

Аэропорту «Домодедово» предложено профинансировать строительство третьей взлетно-посадочной полосы с помощью механизма проектного финансирования. Об этом рассказали «Ведомостям» представитель аэропорта и федеральный чиновник. Предложение от чиновников прозвучало в начале октября на совещании, посвященном финансированию развития аэропортов Московского авиаузла, у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Речь идет о том, что проект будет финансироваться каким-либо госбанком, который, в свою очередь, получит средства от ЦБ. Но каких-либо конкретных поручений на этот счет не давалось, подчеркивает федеральный чиновник. Представитель «Домодедово» отметил лишь, что Министерству транспорта поручено в I квартале следующего года согласовать с операторами аэропортов условия концессии. Представитель Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей».

О запуске проектного финансирования президент России Владимир Путин объявил на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Цель - стимулировать инвестпроекты дешевыми кредитами. Ставка по ним должна составлять инфляция плюс 1%, а средства ЦБ должны обходиться банкам по ставке инфляция минус 1%. Таким образом, в нынешней ситуации ставки составили бы 9 и 7% соответственно. Сам проект отбирает прежде всего банк. К нему есть всего несколько обязательных требований: стоимость проекта должна быть от 1 млрд до 20 млрд руб., финансирование минимум на 20% за счет собственных средств и есть разрешение на строительство, если оно необходимо. После банка проект попадает на проверку межведомственной комиссии, а ВЭБ должен проверить, может ли проект получить госгарантию (должна покрывать 25% суммы займа). В конечном счете ЦБ решает, выделять ли деньги под проект. Механизм проектного финансирования готовится к работе - в частности, идет работа над отбором банков, говорит представитель Минэкономразвития.

Заместитель гендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский отмечает, что строительство третьей взлетно-посадочной полосы в «Домодедово» может стать первым крупным инфраструктурным проектом, который будет финансироваться по новой схеме. Но при этом он отмечает, что механизм выделения проектного финансирования на такую сумму очень сложный - на его разработку может понадобиться около года. «Если будет определен механизм государственных гарантий, то под проектное финансирование можно выпустить облигации, но сейчас все ресурсы банковской системы и поиск внебанковских инвесторов ограничены», - отмечает Ходоровский.

В ценах 2016-2018 гг. стоимость строительства третьей полосы составляет порядка 35 млрд руб., говорит представитель «Домодедово». Это без учета земли, оговаривается он. Впрочем, земельный вопрос владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик давно решил. Его структуры скупили вокруг «Домодедово» 16 000 га.

Менеджмент «Домодедово» много лет добивается от государства строительства в аэропорту третьей взлетно-посадочной полосы в дополнение к двум имеющимся. Несколько лет назад государство тоже склонялось к этому варианту, но в итоге из-за нехватки средств решило ограничиться строительством третьей полосы только в «Шереметьево». В «Домодедово» же чиновники решили построить к 2016 г. новую полосу на небольшом удалении от действующих, чтобы затем одну из существующих полос превратить в рулежную дорожку. Третью полосу «Домодедово» хочет построить к 2019 г., говорит представитель аэропорта. «С формальной и организационной точки зрения успеть реализовать проект можно. Вопрос в сроках и условиях получения финансирования», - отмечает авиационный эксперт, научный сотрудник ВШЭ Андрей Крамаренко.

Впрочем, схема с проектным финансированием заработает только в том случае, если аэродром будет сдан в концессию. Но Каменщик в интервью «Ведомостям» на прошлой неделе говорил, что не может «прокомментировать сделку с неизвестными условиями». Для передачи аэродрома в концессию, считает он, нужно создать эквивалентные условия для всех трех аэропортов Москвы, обеспечить их инфраструктурой и выравнять бюджетное финансирование для всех аэропортов на входе в концессию.