СУЭК передала в аренду ФГК и «Нефтетранссервису» треть вагонов

Денис Абрамов/ Ведомости

Крупнейшая угледобывающая компания России СУЭК недавно передала в аренду треть своего парка полувагонов Федеральной грузовой компании (ФГК, «дочка» РЖД) - более 6000 вагонов и 1300 - «Нефтетранссервису» (НТС, компания братьев Аминовых), рассказали «Ведомостям» источники, близкие к одному из операторов и к угледобывающей компании. Сейчас у СУЭК в собственности и управлении 22 000 вагонов. Срок аренды - частично до 2018 г., а часть вагонов передана в аренду до 2016 г. Источник, близкий к ФГК, подтверждает, что оператор взял в аренду вагоны угольной компании. Связаться с представителем НТС вчера не удалось.

Вагоны операторам переданы вместе с грузом: ФГК будет перевозить около 30 млн т в год, НТС - 3,7 млн т в год. Это более 30% от общих перевозок СУЭК по железной дороге. Передавая вагоны в аренду, СУЭК планирует стабилизировать вагонную составляющую тарифа - она будет зафиксирована до 2016 г., поясняет один из собеседников. В то время как тариф РЖД (инфраструктурная составляющая, на нее приходится большая часть оплаты) в 2015 г. вырастет на 10% вместо 5,4%. Еще одна причина, продолжает собеседник «Ведомостей», - стремление сократить риски по срокам доставки грузов. После того как ФГК заключила с РЖД соглашение о технологическом аутсорсинге, скорость доставки грузов компании выросла, отмечает он. С января по май оборот вагона ФГК сократился на 14,3% до 16,5 суток, коэффициент порожнего пробега к общему - на 8,5% до 0,43, производительность выросла почти на 30% до 8826 тонно-километров на вагон в сутки, раскрывал перевозчик. Этот эффект СУЭК уже ощутила, отмечает источник.

СУЭК, впрочем, оставила у себя в управлении инновационные вагоны - их 6000, отмечает один из собеседников. «Инновационные вагоны СУЭК работают на замкнутых маршрутах - на направлениях из Кузбасса (основной регион угледобычи) к портам Дальнего Востока и Северо-Запада, и обезличивать парк не имеет смысла», - соглашается гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

С учетом вагонов СУЭК парк в управлении ФГК может вырасти на 42 000 вагонов в этом году. Полувагоны ФГК в аренду планирует передать структура «Сибирского делового союза» - «Новотранс». Летом Rail Garant сдала полувагоны (10 600) ФГК. Ранее гендиректор ФГК Виталий Евдокименко говорил, что компания арендует вагоны на пять лет с фиксацией условий аренды на три года, при этом тариф может варьироваться в границах тарифного коридора. Своих полувагонов у ФГК - 123 000. Но 114 000 из них компания отдала РЖД - для управления порожними рейсами.