Бизнес
Бесплатный
Галина Старинская|Милана Челпанова
Статья опубликована в № 3732 от 08.12.2014 под заголовком: «Роснефть» против посредника

«Роснефть» исключила посредника

Принадлежащий НМТП и трейдеру Gunvor Новороссийский мазутный терминал отказался от посредника в работе с нефтяными компаниями
Д.Гришкин / Ведомости

Как стало известно «Ведомостям», «Роснефть» пожаловалась президенту России Владимиру Путину на высокие тарифы на Новороссийском мазутном терминале (НМТ). Речь об этом зашла в ходе совещания по развитию портов Азово-Черноморского бассейна, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к участникам совещания. «Роснефть», по данным собеседников «Ведомостей», винит в завышении стоимости перевалки посредника, который управляет НМТ, - Port Union Oil Export Limited. Изначально 100% этой компании контролировал Gunvor. Но в декабре 2012 г. трейдер продал 50% компании неназванному покупателю. Представитель Gunvor на вопросы не ответил. Его коллега из «Роснефти» от комментариев отказался.

Источник, близкий к НМТП, говорит, что Port Union с 1 декабря уже не работает на НМТ. Это подтвердил и представитель «Транснефти» (совладелец НМТП). По его словам, это снизило стоимость перевалки в среднем на $0,5-1,5 за 1 т. До ухода посредника НМТ брал $13, порт $3, а посредник $2,5-3,5 (суммарно - $18,5-19,5), после - терминал берет $15, порт $3 (суммарно - $18). Терминал взял на себя функции, которые были у Port Union, объяснил представитель «Транснефти» рост стоимости перевалки на $2. В порту теперь работает «дочка» «Транснефти» - «Транснефть-сервис». Она не выступает посредником, все деньги переводит терминалу, уточнил он.

Новороссийский мазутный терминал - СП на паритетных началах НМТП и швейцарского трейдера Gunvor (до конца марта этого года принадлежал бизнесмену Геннадию Тимченко). Port Union работал на терминале со дня его запуска - с середины 2012 г. Его мощность - 4 млн т в год. Сколько из этого объема приходится на «Роснефть», непонятно. Нефтяная компания в своих материалах раскрывает лишь объем производства мазута: 25,2 млн т по итогам 2013 г. и 20,6 млн т за девять месяцев этого года.

После запуска НМТ, в ноябре 2012 г., «Роснефть» подписала годовой контракт с совладельцем терминала Gunvor на экспорт 6 млн т мазута c Самарской группы НПЗ через Новороссийск и Усть-Лугу (у Gunvor там тоже есть перевалочные мощности). Продлен ли контракт, неясно. С «Роснефтью» есть контракт на перевозку мазута с Самарской группы НПЗ у «Трансойла» (принадлежит Тимченко, Андрею Бокареву и Андрею Филатову). Весной этого года НК продлила до 31 марта 2016 г. контракт с «Трансойлом» на перевозку 12 млн т мазута с Самарской группы НПЗ (предыдущий контракт на 1,6 млн т действовал с 1 января по 31 марта 2014 г.).

В отчете «Роснефти» за девять месяцев этого года сказано, что с Самарской группы компания поставляет мазут через порт Одессы. Другие экспортные направления: через порт Находки - с Ангарской группы НПЗ, через Усть-Лугу и Эстонию - с Рязанского НПЗ и ЯНОС, через Керчь - с СНПЗ.

Теперь от посредников придется отказаться и другим нефтеналивным терминалам на юге. По итогам сентябрьского совещания по развитию портов в Новороссийске президент поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву до 1 декабря «проработать вопрос по заключению прямых контрактов между грузоотправителями и владельцами инфраструктуры хранения и терминалов при осуществлении поставок на экспорт нефтеналивных грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать