Статья опубликована в № 3734 от 10.12.2014 под заголовком: Драгоценные шансы

Российские добывающие компании задумываются о производстве ювелирных украшений

Каждый третий алмаз в мире добыт «Алросой», на территории России сосредоточено до 90% мировых запасов янтаря, месторождения уникальных минералов. Российские добывающие компании начинают развивать производство собственных ювелирных украшений
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Алроса

Летом этого года, когда Еврокомиссия обсуждала возможные дополнительные санкции против России из-за украинского кризиса, одной из обсуждавшихся мер был запрет на импорт российских алмазов. Против этого резко выступили бельгийские чиновники: главный российский производитель алмазов, государственная «Алроса», поставляет в Антверпен 50% своих алмазов, что составляет 25% оборота этого крупнейшего в мире алмазного хаба. «Люди в Антверпене нуждаются в «Алросе» больше, чем «Алроса» нуждается в Антверпене», - цитировала The Wall Street Journal Дилипа Мехту, гендиректора Rosy Blue, одной из крупнейших в мире трейдинговых и ювелирных компаний. В итоге на российские алмазы санкции так и не были распространены.

Россия в алмазах

В последние годы «Алроса» вышла на первое место по добыче алмазов в мире. В 2008 г. она добывала около 22% всех алмазов в мире, но к 2012 г. ее доля выросла до 30%. Пальму первенства российская компания перехватила у De Beers в кризис 2008-2009 гг. Тогда продажи ювелирных украшений с бриллиантами за год рухнули на 22% до $74 млрд в год. De Beers пришлось сократить добычу на 26%, «Алроса» же удержала ее благодаря тому, что основную часть продукции в тот год - на зависть добытчикам алмазов из других стран - скупил Гохран. «Канадское правительство никогда бы не стало этого делать, даже не было смысла к ним обращаться», - говорил в интервью «Ведомостям» крупнейший канадский добытчик алмазов Боб Гэнникот в 2010 г. С тех пор расстановка сил в отрасли не менялась: «Алроса» - главный производитель алмазов в мире. В этом году, по собственному прогнозу, она произведет 36 млн карат, а в течение пяти лет увеличит добычу более чем до 40 млн карат.

Именно тогда, в 2008-2009 гг., «Алроса» начала выстраивать собственную сбытовую политику на основе долгосрочных контрактов. До середины 2000-х гг. «Алроса» продавала часть продукции через De Beers, часть - в России «с огромным дисконтом», рассказывал в интервью «Ведомостям» Сергей Выборнов, который в 2007-2009 гг. был президентом компании. В 2008 г. российская компания прекратила продавать алмазы через De Beers. Первые долгосрочные контракты были заключены в 2009 г. На сегодняшний день «Алроса» продает по таким контрактам до 70% сырья, остальное реализует по разовым контрактам и на тендерах. Среди клиентов компании есть крупные зарубежные ювелирные фирмы - американская Tiffany & Co, китайская Chow Tai Fook и индийская Rosy Blue. Крупнейшие российские покупатели - государственное смоленское ПО «Кристалл», якутская «ЭПЛ даймонд», Якутская алмазная компания.

«Люди строят цепочку: добыли алмаз, огранили алмаз - добавленная стоимость 15% из учебника, на ювелирном изделии - 80%. Вот они, деньги, - строй себе вертикаль и строй, - делился в 2009 г. с «Ведомостями» тогдашний президент «Алросы» Федор Андреев. - Строим 10 лет, анализируем: ограночный бизнес - 10 лет убытков, ювелирку лучше бы и не анализировать вообще». Гранильное подразделение - «Бриллианты «Алроса», - созданное в 2000 г., большую часть времени занималось анализом цен на рынке бриллиантов, чтобы материнская компания могла лучше ориентироваться при продаже алмазов. Теперь ограночный комплекс, который кроме московского филиала «Бриллианты «Алроса» включает в себя две «дочки» - барнаульский завод «Кристалл» и 51% акций предприятия «Орел-Алроса», - работает гораздо эффективнее: в 2013 г. на продаже бриллиантов «Алроса» заработала $150 млн (общая выручка составила $5 млрд). Также в 2013 г. «Бриллианты «Алроса» заключили соглашение с Sotheby's о продаже на аукционах уникальных бриллиантов, произведенных компанией. И компания начала перераспределять алмазное сырье между своими структурами: самые крупные камни теперь гранятся специалистами в Москве, те, что помельче, отправляются на региональные заводы, где себестоимость работы на порядок ниже, чем в столице ($40-50 за карат). Сейчас «Алроса» рассматривает возможность привлечения крупных мировых производителей ювелирных изделий в качестве долгосрочных покупателей или стратегических партнеров для производства бриллиантов, сообщала компания в сентябре. Прямые поставки качественного натурального сырья могут серьезно заинтересовать ювелиров, отмечает аналитик БКС Олег Петропавловский.

Вызов, с которым мировая алмазная индустрия столкнулась в последние годы, - проникновение на рынок синтетических камней, которые до недавнего времени использовались только для промышленных нужд. В обзоре рынка за 2012 г. Bain & Company предупреждала, что участились случаи обнаружения искусственных бриллиантов, продававшихся под видом натуральных. Проблема в том, что понять, искусственный камень или нет, можно только в лабораторных условиях. Поэтому крупные производители, такие как De Beers, работают над специальным оборудованием, которое позволит определять, натуральный камень или нет, пишет Bain & Company.

Оптимисты и пессимисты

Совокупная выручка всех алмазодобывающих компаний мира, по оценке Bain & Company, составляет около $16 млрд в год (в 2012 г. - $15 млрд, в 2013 г. - $16 млрд). Выручка же продавцов ювелирных изделий с бриллиантами куда больше - $72 млрд. И вот на этом рынке Россия пока совсем незаметный игрок.

Крупнейший потребитель изделий с бриллиантами - США. В 2007 г. объем продаж в этой стране составлял $45 млрд, тогда как всего в мире было продано украшений на $100 млрд. В этом году на долю США придется немногим больше трети продаж - около $30 млрд. Но самые быстрорастущие рынки - Китай и Индия. Китайцы в сравнении с 2007 г. в этом году потратят в 2,8 раза больше денег на украшения с бриллиантами - $14 млрд, а индийцы - в 1,5 раза: $12 млрд.

На долю России, по оценке Bain & Company, приходится примерно 3% мирового потребления. По данным исследования Bain & Company, в России только 40% домохозяйств имеют хотя бы одно украшение с бриллиантом, тогда как в европейских странах этот показатель превышает 70%, а в США находится на уровне 85%.

По данным МСФО «Алросы» за девять месяцев, доля поставок алмазов на внутренний рынок составила 11,7%, тогда как пять лет назад она превышала 20%. В то же время смоленский «Кристалл» в отчете за 2013 г. указывает, что «Алроса» сократила продажи в его адрес в 2013 г. в 1,7 раза до 172 000 карат, поэтому часть сырья компании приходится закупать за рубежом. При этом, как пишет «Кристалл», 30% используемого им сырья - это алмазы «Алросы», купленные на рынке. А, например, в 2000 г. на долю «Алросы» приходилось 80%.

На российские продажи у «Кристалла» приходится около 3%, и эта доля почти не меняется, отмечает представитель компании. «За истекшие 10 лет рынок ювелирных изделий с бриллиантами успел пережить период бурного роста продаж и теперь переживает период спада. Сейчас в большей мере растут продажи ювелирных изделий с цветными камнями», - говорит заместитель гендиректора Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. Когда покупательная способность россиян падает - и это факт, от которого нельзя отмахнуться, - говорить о потенциале для увеличения продаж будет опрометчиво, считает он.

Второй фактор, сдерживающий продажи украшений с бриллиантами, - рост отпускных цен производителей и импортеров ювелирных изделий из драгоценных металлов с бриллиантами, продолжает он: цены на золото и бриллианты определяются мировым рынком, котируются в долларах и переводятся в рубли по текущему курсу. Еще одна проблема - избыточное регулирование ювелирной отрасли. В Госдуму внесен законопроект, обязывающий ювелирные магазины продавать изделия стоимостью выше 15 000 руб. только при предъявлении паспорта и составлении анкеты, с указанием места рождения, жительства, работы и т. д.

Но «ЭПЛ даймонд» в своем отчете по РСБУ отмечает, что с 2009 г. потребление украшений с бриллиантами в России постепенно растет. Благодаря этому компания увеличила сеть салонов в России с 13 в 2010 г. до 60 в 2013 г. Перспективы роста есть, уверен гендиректор «ЭПЛ даймонда» Михаил Дьяконов-Бэлиэ.

Родина янтаря

Россия богата не только алмазами. В Калининградской области находится до 90% мировых запасов янтаря, здесь же располагается единственное в мире предприятие, ведущее промышленную добычу янтаря, - Калининградский янтарный комбинат (КЯК). В советское время комбинат добывал до 900 т янтаря в год, на предприятии работали 2500 человек, но к началу 10-х годов XXI в. на КЯКе осталось менее 500 работников, добыча упала до 300 т. В настоящий момент КЯК проходит процедуру акционирования - предприятие передается из ведения Министерства финансов РФ госкорпорации «Ростех». Эта процедура должна завершиться в конце этого - начале следующего года, но новая руководящая команда уже пришла на предприятие - в августе 2013 г. (см. интервью с и. о. гендиректора Калининградского янтарного комбината Михаилом Зацепиным на стр. В2-В3). Основной поток инвестиций в КЯК со стороны «Ростеха» должен пойти после того, как завершится акционирование, но, оптимизировав продажи и убрав посредников из торговли янтарем, новое руководство комбината уже вернуло предприятие к прибыльности: по итогам 2013 г. чистая прибыль КЯКа составила 42,8 млн руб. при выручке в 868,6 млн руб. Еще более впечатляющие цифры у «дочки» КЯКа - перерабатывающего предприятия АО «Янтарный ювелирпром»: за девять месяцев 2013 г. предприятие показало 63 729 руб. прибыли, за те же девять месяцев 2014 г. - более 84 млн руб.! Именно на развитие переработки, выпуск готовых изделий и создание из янтаря «модного бренда» направлены основные усилия новой команды: за последний год число сотрудников «Янтарного ювелирпрома» увеличилось на 60% до 200 человек и, по словам Зацепина, «еще около 200 человек мы в состоянии будем трудоустроить». В планах предприятия - развитие собственной сети ювелирных магазинов под маркой «Янтарный ювелирпром».

Самоцветы на экспорт

Ювелирное дело в России началось в 1668 г. с цветных камней, найденных братьями Тумашевыми в районе Мурзинской слободы на реке Нейве на Урале, рассказывает представитель правительства Свердловской области Юлия Прыткова. Урал - уникальный регион, где сосредоточено наибольшее количество минералов и самоцветных камней. Но ныне в России из драгоценных камней добываются лишь изумруды и попутно александриты, говорит представитель Минприроды. Добыча рубинов (есть в Свердловской и Челябинской областях) не ведется.

Из трех российских месторождений изумрудов, расположенных на территории Свердловской области, реальная добыча ведется только на одном - Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении, говорит представитель Минприроды. Добыча на Свердловском и Красноармейском месторождениях не ведется. Малышевское месторождение было открыто еще в середине XIX в., сейчас лицензией на его разработку владеет Калининградский янтарный комбинат.

Из полудрагоценных камней, добываемых в России, наиболее значимы нефрит, янтарь и жадеит, говорит представитель Минприроды.

Ювелирный нефрит добывается только на Кавоктинском месторождении в Бурятии (в 2012 г. было добыто 38,2 т, более свежих данных нет), рассказывает представитель Минприроды. Лицензией на это месторождение владеет ООО «Забайкальское горнорудное предприятие», подконтрольное «Ростеху», по данным «СПАРК-Интерфакса». Нефрит остальных месторождений - преимущественно поделочного качества. Крупнейшие производители - иркутские «Байкалкварцсамоцветы» и «Сибирьгеология», а также санкт-петербургская компания «МС холдинг», свидетельствуют данные Минприроды. За 2012 г. они добыли 371,7 т сортового нефрита на месторождениях Бурятии, основной потребитель - Китай, где камень считается драгоценным.

Для России близость Китая и его гигантские возможности потребления становятся проблемой. «Незаконная добыча нефрита продолжает носить массовый характер, и в последнее время борьба за этот сверхприбыльный камень выливается в вооруженные столкновения с человеческими жертвами», - заявлял в июне заместитель генпрокурора Иван Семчишин. В Бурятии за 2013 г. и четыре месяца текущего года сотрудники полиции изъяли из незаконного оборота более 84 т нефрита, за полтора года в республике и Иркутской области было зарегистрировано более 240 сообщений о преступлениях в сфере незаконного оборота нефрита и возбуждено 23 уголовных дела, сообщал «Интерфакс». Основное количество добытых минералов сбывается по ценам от $5 до $100 за 1 кг, пишет агентство, но за отдельные наиболее крупные экземпляры или камни белого цвета могут платить десятки тысяч долларов. Чтобы декриминализовать добычу нефрита, Минприроды предложило отнести нефрит к категории драгоценных камней, что повысит ответственность за его незаконную добычу с административной до уголовной.

Минерал жадеит добывается на Борусском месторождении, расположенном на стыке Красноярского края и Республики Хакасии - на него приходится 98% всех российских запасов минерала, рассказывает представитель Минприроды. Россия - единственный поставщик на мировой рынок чароита и хромдиопсида, добавляет он. Единственное в мире месторождение чароита - Сиреневый камень - расположено на границе Иркутской области и Якутии, оно было открыто в 1978 г., сейчас его разрабатывают «Байкалкварцсамоцветы» и якутское ООО «Чароит». Вместе в 2012 г. они добыли 81,9 т сортового чароита. Хромдиопсид на Ингалинском месторождении в Якутии добывает ООО «Восток» (в 2012 г. 68,1 кг ограночного и 47,5 кг кабошонного сырья).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more