Статья опубликована в № 3734 от 10.12.2014 под заголовком: Драгоценные шансы

Российские добывающие компании задумываются о производстве ювелирных украшений

Каждый третий алмаз в мире добыт «Алросой», на территории России сосредоточено до 90% мировых запасов янтаря, месторождения уникальных минералов. Российские добывающие компании начинают развивать производство собственных ювелирных украшений
Алроса

Летом этого года, когда Еврокомиссия обсуждала возможные дополнительные санкции против России из-за украинского кризиса, одной из обсуждавшихся мер был запрет на импорт российских алмазов. Против этого резко выступили бельгийские чиновники: главный российский производитель алмазов, государственная «Алроса», поставляет в Антверпен 50% своих алмазов, что составляет 25% оборота этого крупнейшего в мире алмазного хаба. «Люди в Антверпене нуждаются в «Алросе» больше, чем «Алроса» нуждается в Антверпене», - цитировала The Wall Street Journal Дилипа Мехту, гендиректора Rosy Blue, одной из крупнейших в мире трейдинговых и ювелирных компаний. В итоге на российские алмазы санкции так и не были распространены.

Россия в алмазах

В последние годы «Алроса» вышла на первое место по добыче алмазов в мире. В 2008 г. она добывала около 22% всех алмазов в мире, но к 2012 г. ее доля выросла до 30%. Пальму первенства российская компания перехватила у De Beers в кризис 2008-2009 гг. Тогда продажи ювелирных украшений с бриллиантами за год рухнули на 22% до $74 млрд в год. De Beers пришлось сократить добычу на 26%, «Алроса» же удержала ее благодаря тому, что основную часть продукции в тот год - на зависть добытчикам алмазов из других стран - скупил Гохран. «Канадское правительство никогда бы не стало этого делать, даже не было смысла к ним обращаться», - говорил в интервью «Ведомостям» крупнейший канадский добытчик алмазов Боб Гэнникот в 2010 г. С тех пор расстановка сил в отрасли не менялась: «Алроса» - главный производитель алмазов в мире. В этом году, по собственному прогнозу, она произведет 36 млн карат, а в течение пяти лет увеличит добычу более чем до 40 млн карат.

Именно тогда, в 2008-2009 гг., «Алроса» начала выстраивать собственную сбытовую политику на основе долгосрочных контрактов. До середины 2000-х гг. «Алроса» продавала часть продукции через De Beers, часть - в России «с огромным дисконтом», рассказывал в интервью «Ведомостям» Сергей Выборнов, который в 2007-2009 гг. был президентом компании. В 2008 г. российская компания прекратила продавать алмазы через De Beers. Первые долгосрочные контракты были заключены в 2009 г. На сегодняшний день «Алроса» продает по таким контрактам до 70% сырья, остальное реализует по разовым контрактам и на тендерах. Среди клиентов компании есть крупные зарубежные ювелирные фирмы - американская Tiffany & Co, китайская Chow Tai Fook и индийская Rosy Blue. Крупнейшие российские покупатели - государственное смоленское ПО «Кристалл», якутская «ЭПЛ даймонд», Якутская алмазная компания.

«Люди строят цепочку: добыли алмаз, огранили алмаз - добавленная стоимость 15% из учебника, на ювелирном изделии - 80%. Вот они, деньги, - строй себе вертикаль и строй, - делился в 2009 г. с «Ведомостями» тогдашний президент «Алросы» Федор Андреев. - Строим 10 лет, анализируем: ограночный бизнес - 10 лет убытков, ювелирку лучше бы и не анализировать вообще». Гранильное подразделение - «Бриллианты «Алроса», - созданное в 2000 г., большую часть времени занималось анализом цен на рынке бриллиантов, чтобы материнская компания могла лучше ориентироваться при продаже алмазов. Теперь ограночный комплекс, который кроме московского филиала «Бриллианты «Алроса» включает в себя две «дочки» - барнаульский завод «Кристалл» и 51% акций предприятия «Орел-Алроса», - работает гораздо эффективнее: в 2013 г. на продаже бриллиантов «Алроса» заработала $150 млн (общая выручка составила $5 млрд). Также в 2013 г. «Бриллианты «Алроса» заключили соглашение с Sotheby's о продаже на аукционах уникальных бриллиантов, произведенных компанией. И компания начала перераспределять алмазное сырье между своими структурами: самые крупные камни теперь гранятся специалистами в Москве, те, что помельче, отправляются на региональные заводы, где себестоимость работы на порядок ниже, чем в столице ($40-50 за карат). Сейчас «Алроса» рассматривает возможность привлечения крупных мировых производителей ювелирных изделий в качестве долгосрочных покупателей или стратегических партнеров для производства бриллиантов, сообщала компания в сентябре. Прямые поставки качественного натурального сырья могут серьезно заинтересовать ювелиров, отмечает аналитик БКС Олег Петропавловский.

Вызов, с которым мировая алмазная индустрия столкнулась в последние годы, - проникновение на рынок синтетических камней, которые до недавнего времени использовались только для промышленных нужд. В обзоре рынка за 2012 г. Bain & Company предупреждала, что участились случаи обнаружения искусственных бриллиантов, продававшихся под видом натуральных. Проблема в том, что понять, искусственный камень или нет, можно только в лабораторных условиях. Поэтому крупные производители, такие как De Beers, работают над специальным оборудованием, которое позволит определять, натуральный камень или нет, пишет Bain & Company.

Оптимисты и пессимисты

Совокупная выручка всех алмазодобывающих компаний мира, по оценке Bain & Company, составляет около $16 млрд в год (в 2012 г. - $15 млрд, в 2013 г. - $16 млрд). Выручка же продавцов ювелирных изделий с бриллиантами куда больше - $72 млрд. И вот на этом рынке Россия пока совсем незаметный игрок.

Крупнейший потребитель изделий с бриллиантами - США. В 2007 г. объем продаж в этой стране составлял $45 млрд, тогда как всего в мире было продано украшений на $100 млрд. В этом году на долю США придется немногим больше трети продаж - около $30 млрд. Но самые быстрорастущие рынки - Китай и Индия. Китайцы в сравнении с 2007 г. в этом году потратят в 2,8 раза больше денег на украшения с бриллиантами - $14 млрд, а индийцы - в 1,5 раза: $12 млрд.

На долю России, по оценке Bain & Company, приходится примерно 3% мирового потребления. По данным исследования Bain & Company, в России только 40% домохозяйств имеют хотя бы одно украшение с бриллиантом, тогда как в европейских странах этот показатель превышает 70%, а в США находится на уровне 85%.

По данным МСФО «Алросы» за девять месяцев, доля поставок алмазов на внутренний рынок составила 11,7%, тогда как пять лет назад она превышала 20%. В то же время смоленский «Кристалл» в отчете за 2013 г. указывает, что «Алроса» сократила продажи в его адрес в 2013 г. в 1,7 раза до 172 000 карат, поэтому часть сырья компании приходится закупать за рубежом. При этом, как пишет «Кристалл», 30% используемого им сырья - это алмазы «Алросы», купленные на рынке. А, например, в 2000 г. на долю «Алросы» приходилось 80%.

На российские продажи у «Кристалла» приходится около 3%, и эта доля почти не меняется, отмечает представитель компании. «За истекшие 10 лет рынок ювелирных изделий с бриллиантами успел пережить период бурного роста продаж и теперь переживает период спада. Сейчас в большей мере растут продажи ювелирных изделий с цветными камнями», - говорит заместитель гендиректора Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. Когда покупательная способность россиян падает - и это факт, от которого нельзя отмахнуться, - говорить о потенциале для увеличения продаж будет опрометчиво, считает он.

Второй фактор, сдерживающий продажи украшений с бриллиантами, - рост отпускных цен производителей и импортеров ювелирных изделий из драгоценных металлов с бриллиантами, продолжает он: цены на золото и бриллианты определяются мировым рынком, котируются в долларах и переводятся в рубли по текущему курсу. Еще одна проблема - избыточное регулирование ювелирной отрасли. В Госдуму внесен законопроект, обязывающий ювелирные магазины продавать изделия стоимостью выше 15 000 руб. только при предъявлении паспорта и составлении анкеты, с указанием места рождения, жительства, работы и т. д.

Но «ЭПЛ даймонд» в своем отчете по РСБУ отмечает, что с 2009 г. потребление украшений с бриллиантами в России постепенно растет. Благодаря этому компания увеличила сеть салонов в России с 13 в 2010 г. до 60 в 2013 г. Перспективы роста есть, уверен гендиректор «ЭПЛ даймонда» Михаил Дьяконов-Бэлиэ.

Родина янтаря

Россия богата не только алмазами. В Калининградской области находится до 90% мировых запасов янтаря, здесь же располагается единственное в мире предприятие, ведущее промышленную добычу янтаря, - Калининградский янтарный комбинат (КЯК). В советское время комбинат добывал до 900 т янтаря в год, на предприятии работали 2500 человек, но к началу 10-х годов XXI в. на КЯКе осталось менее 500 работников, добыча упала до 300 т. В настоящий момент КЯК проходит процедуру акционирования - предприятие передается из ведения Министерства финансов РФ госкорпорации «Ростех». Эта процедура должна завершиться в конце этого - начале следующего года, но новая руководящая команда уже пришла на предприятие - в августе 2013 г. (см. интервью с и. о. гендиректора Калининградского янтарного комбината Михаилом Зацепиным на стр. В2-В3). Основной поток инвестиций в КЯК со стороны «Ростеха» должен пойти после того, как завершится акционирование, но, оптимизировав продажи и убрав посредников из торговли янтарем, новое руководство комбината уже вернуло предприятие к прибыльности: по итогам 2013 г. чистая прибыль КЯКа составила 42,8 млн руб. при выручке в 868,6 млн руб. Еще более впечатляющие цифры у «дочки» КЯКа - перерабатывающего предприятия АО «Янтарный ювелирпром»: за девять месяцев 2013 г. предприятие показало 63 729 руб. прибыли, за те же девять месяцев 2014 г. - более 84 млн руб.! Именно на развитие переработки, выпуск готовых изделий и создание из янтаря «модного бренда» направлены основные усилия новой команды: за последний год число сотрудников «Янтарного ювелирпрома» увеличилось на 60% до 200 человек и, по словам Зацепина, «еще около 200 человек мы в состоянии будем трудоустроить». В планах предприятия - развитие собственной сети ювелирных магазинов под маркой «Янтарный ювелирпром».

Самоцветы на экспорт

Ювелирное дело в России началось в 1668 г. с цветных камней, найденных братьями Тумашевыми в районе Мурзинской слободы на реке Нейве на Урале, рассказывает представитель правительства Свердловской области Юлия Прыткова. Урал - уникальный регион, где сосредоточено наибольшее количество минералов и самоцветных камней. Но ныне в России из драгоценных камней добываются лишь изумруды и попутно александриты, говорит представитель Минприроды. Добыча рубинов (есть в Свердловской и Челябинской областях) не ведется.

Из трех российских месторождений изумрудов, расположенных на территории Свердловской области, реальная добыча ведется только на одном - Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении, говорит представитель Минприроды. Добыча на Свердловском и Красноармейском месторождениях не ведется. Малышевское месторождение было открыто еще в середине XIX в., сейчас лицензией на его разработку владеет Калининградский янтарный комбинат.

Из полудрагоценных камней, добываемых в России, наиболее значимы нефрит, янтарь и жадеит, говорит представитель Минприроды.

Ювелирный нефрит добывается только на Кавоктинском месторождении в Бурятии (в 2012 г. было добыто 38,2 т, более свежих данных нет), рассказывает представитель Минприроды. Лицензией на это месторождение владеет ООО «Забайкальское горнорудное предприятие», подконтрольное «Ростеху», по данным «СПАРК-Интерфакса». Нефрит остальных месторождений - преимущественно поделочного качества. Крупнейшие производители - иркутские «Байкалкварцсамоцветы» и «Сибирьгеология», а также санкт-петербургская компания «МС холдинг», свидетельствуют данные Минприроды. За 2012 г. они добыли 371,7 т сортового нефрита на месторождениях Бурятии, основной потребитель - Китай, где камень считается драгоценным.

Для России близость Китая и его гигантские возможности потребления становятся проблемой. «Незаконная добыча нефрита продолжает носить массовый характер, и в последнее время борьба за этот сверхприбыльный камень выливается в вооруженные столкновения с человеческими жертвами», - заявлял в июне заместитель генпрокурора Иван Семчишин. В Бурятии за 2013 г. и четыре месяца текущего года сотрудники полиции изъяли из незаконного оборота более 84 т нефрита, за полтора года в республике и Иркутской области было зарегистрировано более 240 сообщений о преступлениях в сфере незаконного оборота нефрита и возбуждено 23 уголовных дела, сообщал «Интерфакс». Основное количество добытых минералов сбывается по ценам от $5 до $100 за 1 кг, пишет агентство, но за отдельные наиболее крупные экземпляры или камни белого цвета могут платить десятки тысяч долларов. Чтобы декриминализовать добычу нефрита, Минприроды предложило отнести нефрит к категории драгоценных камней, что повысит ответственность за его незаконную добычу с административной до уголовной.

Минерал жадеит добывается на Борусском месторождении, расположенном на стыке Красноярского края и Республики Хакасии - на него приходится 98% всех российских запасов минерала, рассказывает представитель Минприроды. Россия - единственный поставщик на мировой рынок чароита и хромдиопсида, добавляет он. Единственное в мире месторождение чароита - Сиреневый камень - расположено на границе Иркутской области и Якутии, оно было открыто в 1978 г., сейчас его разрабатывают «Байкалкварцсамоцветы» и якутское ООО «Чароит». Вместе в 2012 г. они добыли 81,9 т сортового чароита. Хромдиопсид на Ингалинском месторождении в Якутии добывает ООО «Восток» (в 2012 г. 68,1 кг ограночного и 47,5 кг кабошонного сырья).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать