2014 г. запомнится телекомрынку как год создания четвертого федерального оператора

В уходящем году к «большой тройке» добавился четвертый федеральный оператор связи - СП «Tele2 Россия» и «Ростелекома». Через несколько лет он планирует занять 20-25% рынка
Новый федеральный оператор будет расти за счет конкурентов из «большой тройки»/ Д. Абрамов/ Ведомости

Хотя сделка завершена в августе, рынок мобильной связи почувствует изменения, связанные с выходом нового федерального игрока, только в 2015 г., считают аналитики. На момент заключения второго этапа сделки компания присутствовала в 64 регионах и насчитывала 38 млн сотовых абонентов (что составляет примерно 16% рынка сотовой связи). У Tele2 до сделки не было частот для предоставления услуги широкополосного мобильного доступа в интернет, и это было одной из причин продажи ее шведами - без услуг 3G/4G у компании не было будущего. Но среди активов «Ростелекома» были федеральные 3G/4G лицензии. Свою первую сеть 3G «Т2 РТК холдинг» запустил в Петербурге в середине ноября, а в середине декабря - первую сеть 4G в Туле. До конца 2014 г. компания успела запустить «быстрый интернет» только в пяти городах. В следующем году «Т2 РТК» планировал развернуть сети третьего поколения в 50 регионах РФ, четвертого поколения - в 20 регионах. При этом за три года компания обещала построить 80 000 базовых станций, что сопоставимо с уже имеющимися сетями «большой тройки». У МТС сейчас всего около 100 000 базовых станций, у «Вымпелкома» - более 70 000 без учета LTE, «Мегафон» общее число базовых станций не раскрывает, но информирует, что на конец 2013 г. было 43 416 базовых станций третьего и четвертого поколений.

Аналитик Газпромбанка Сергей Васин также ожидает, что Tele2 будет увеличивать долю за счет операторов «большой тройки», но считает, что те будут терять позиции равномерно. «Вымпелком» продолжает работать над улучшением качества сети и уже к следующему году оно будет неотличимо от качества других операторов, объясняет он.

ВТБ приобрел у шведской Tele2 AB российского регионального оператора Tele2 еще в прошлом году, пообещав сделать все, чтобы превратить его в федерального игрока № 4. Участники рынка тогда прогнозировали, что банк будет искать партнера-стратега из отрасли, и самым подходящим называли «Ростелеком».

В феврале этого года «Ростелеком» и «Tele2 Россия» подписали рамочное соглашение об интеграции мобильных активов в уставный капитал совместного предприятия (СП) «T2 РТК холдинг». О завершении первого этапа сделки компании сообщили в марте, второго - в августе. В результате «Ростелеком» получил в СП 45%, а «Tele2 Россия» (50% компании владеет ВТБ, а еще 50% распределены между Юрием Ковальчуком и Алексеем Мордашовым) - 55%.

На прошлой неделе заместитель гендиректора оператора Александр Провоторов заявил, правда, что компания не исключает пересмотра планов по строительству сетей из-за девальвации рубля (оборудование закупается в основном у западных компаний за валюту). Но он заверил, что часть оборудования, необходимого для строительства, компания все же успела оплатить. Впрочем, представитель Tele2 Константин Прокшин уверяет, что пока никаких коррективов в план по строительству не вносилось. Компания верит, что экономическая конъюнктура не окажет существенного влияния на стратегическую программу Tele2, поскольку у компании традиционно самые низкие затраты на российском рынке, заключает он.

Кроме передачи данных ахиллесовой пятой Tele2 долгое время оставался московский рынок. Москва и область приносят операторам значительную долю выручки. Так, топ-менеджеры «Вымпелкома» признавались, что на столицу приходится 40% всех доходов оператора в России. В декабре Tele2 официально подтвердила информацию, которую ранее рассказывали «Ведомостям» источники: оператор планирует запустить в эксплуатацию московскую сеть во второй половине следующего года.

Региональная экспансия «T2 РТК» приведет к серьезным изменениям на российском рынке мобильной связи, писало рейтинговое агентство Fitch в отчетe, посвященном развитию российского телекоммуникационного рынка во втором полугодии 2014 г. Агентство считает, что «T2 РТК» неизбежно будет отъедать долю «большой тройки» и тем самым способствовать улучшению конкурентной ситуации. При этом, ожидает Fitch, наибольшее давление испытает «Вымпелком», который сейчас занимает на рынке третье место и по абонентам, и по мобильной выручке в России.

На конец III квартала, по данным AC&M Consulting, «Ростелеком» и Tele2 занимали вместе 15% рынка, что соответствует четвертому месту, у занимающего третье место «Вымпелкома» - 24%. Заместитель гендиректора «Т2 РТК холдинга» Джери Калмес заявлял, что «Т2 РТК холдинг» должен стать третьим по количеству абонентов. Абонентская база должна расшириться за счет выхода объединенной «Т2 РТК» в новые регионы и интеграции сотовых активов «Ростелекома», говорил гендиректор компании Михаил Носков. Если в ближайшие 5-7 лет оператор займет на российском рынке около 25% по числу пользователей, это будет хороший показатель, сказал Носков.

Сергей Васин считает, что с учетом макроэкономической ситуации для «Т2 РТК» реально занять 18-20% рынка уже через три года. Но, говорит он, для этого должен состояться успешный запуск в Москве. Выход в столицу будет лакмусовой бумажкой - если оператору удастся занять в Москве хорошие позиции, то и во всем остальном у него будет все в порядке, заключает Васин.

Представитель «Т2 РТК» Константин Прокшин говорит, что, несмотря на кризис, компания планирует, что рост ее выручки в следующем году будет выше, чем в среднем по рынку. Основной рост будет обеспечен регионами, где уже работают сети Tele2, в которых будут запущены сети 3G/4G. Эффект будет заметен после массового запуска сетей, надеется Прокшин. Но и капитальные затраты «Т2 РТК» в 2015 г. также запланированы выше рынка (средний по рынку показатель - 20% от выручки). Tele2 планирует занять третье место по абонентской базе в 2018 г., говорит Прокшин. Конкретные ориентиры по выручке и количеству абонентов на 2015 г. компания не раскрывает, но планирует, что ее выручка будет расти за счет бурного развития передачи данных при сохранении текущего уровня голосовой выручки.

Несмотря на кризис, «Т2 РТК» продолжит строить бизнес по уникальной для российского рынка связи модели - сотового дискаунтера, обещает Прокшин. По его словам, эта модель уже доказала свою эффективность за 10 лет работы оператора в России. Он надеется, что сохранять низкие цены ей позволит высокая эффективность бизнес-процессов и особое отношение к контролю затрат.