Авиакомпания «Сибирь» против адресной поддержки перевозчиков

Адресная поддержка авиакомпаний, оказавшихся в критическом положении, может ухудшить ситуацию в отрасли, говорится в письме компании
Андрей Махонин/ Ведомости

Письмо с этими тезисами «Сибирь» отправляла только в АЭВТ, сказал представитель авиакомпании. «Аэрофлот» и авиакомпания «Сибирь» (бренд S7) предлагают распространить господдержку на всю отрасль, а не на отдельные компании, написал «Интерфакс» со ссылкой на несколько источников в профильных ведомствах. По данным агентства, письмо об этом авиакомпании отправили первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Представитель секретариата Шувалова от комментариев отказался. Представитель «Аэрофлота» тоже.

Адресная поддержка авиакомпаний, оказавшихся в критическом положении, может ухудшить ситуацию в отрасли. Такое мнение в письме президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну высказал гендиректор авиакомпании «Сибирь» (работает под брендом S7) Владимир Объедков (копия есть у «Ведомостей»).

Руководитель третьего в России пассажирского авиаперевозчика изложил взгляд авиакомпании на перспективу господдержки отрасли 16 января, спустя два дня после того, как АЭВТ обсуждала проект письма в правительство о господдержке. Необходимость направления такого письма вызывает «серьезные сомнения», пишет Объедков.

«Результаты производственной деятельности не должны являться основанием для обращения за дополнительной государственной поддержкой отрасли в целом», - говорится в письме. По итогам 2014 г. общая выручка в отрасли превысит 800 млрд руб., финансовый результат деятельности перевозчиков прогнозируется на нулевом уровне, отмечает Объедков. Очевидно, что «наряду с авиакомпаниями, находящимися в так называемом «критическом» положении, функционируют перевозчики, позволяющие без господдержки обеспечить устойчивую работу отрасли», пишет топ-менеджер. Он подчеркивает, что кризис коснулся лишь «отдельных перевозчиков», допустивших «очевидные ошибки в управлении». Например, формирование избыточных емкостей в условиях замедления роста рынка авиаперевозок в общем и сокращения международного сектора, иррациональное формирование и использование парка, непродуманная ценовая политика и др.

В такой ситуации дотирование авиадеятельности «априори будет адресным». «В этом случае возникает вопрос о соответствии таких преференций действующему антимонопольному законодательству, подчеркивает гендиректор «Сибири».

В сложном финансовом положении оказались второй в России перевозчик - «Трансаэро» и четвертый - «Ютэйр». Но в конце декабря правительство решило предоставить «Трансаэро» госгарантии на 9 млрд руб. на три года. На 30 июня 2014 г. общий долг «Трансаэро» по МСФО был 54,38 млрд руб., на 8,76% больше, чем на конец первого полугодия 2013 г. «Ютэйр» тоже может получить поддержку. Авиакомпания сейчас ведет переговоры о рефинансировании своего долга, превышающего 70 млрд руб., и кредиторы предпочли бы иметь в том числе и госгарантии по новым займам, которые могут выдать перевозчику.