Россияне начали экономить на кино

Впервые за долгие годы кинотеатры не увидели новых зрителей. Зрители начали экономить и реже ходить в кино, а крупные премьеры не оправдывают их ожиданий
Andrey Rudakov/ Bloomberg

В прошлом году в России было продано 190,5 млн билетов в кино, что на 0,2% меньше, чем годом ранее, подсчитала аналитическая компания Movie Research. Это первое падение посещаемости кинотеатров с 2002 г., говорит исполнительный директор Movie Research Александр Лужин. По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», число билетов все же выросло, но всего на 0,6%. Тем не менее руководитель отдела аналитики «Бюллетеня» Андрей Белый признает, что это минимальный рост посещаемости с 2004 г. (прежде журнал не издавался). Для сравнения: в 2013 г. число кинобилетов выросло на 8,2%.

Во время прошлого финансового кризиса россияне на кино так не экономили. По данным «Бюллетеня», в 2008 г. число билетов увеличилось сразу на 20,4%.

Общая касса при этом выросла: по данным Movie Research - на 4,4% до 46,2 млрд руб., по оценке «Бюллетеня» - на 4,6% до 46,3 млрд руб. (все данные по России и СНГ без учета Украины). Причем росли сборы прежде всего у иностранных картин, касса отечественного кино (включая копродукцию) сократилась на 1,1%, в результате снизилась и доля российского кино в прокате. По данным государственного Фонда кино, русская доля сократилась с 18,2 до 18,1%.

При отсутствии роста посещаемости общий рост кассы произошел за счет цены билета, которая увеличилась за год с 232 до 242,7 руб. Именно рост цены билета - главная причина того, что люди меньше ходят в кино, уверен Белый: «Люди тщательнее выбирают, на какие фильмы идти, и стали меньше ходить на средние фильмы, выбирая фильмы-события». Зрители стали гораздо придирчивее подходить к выбору фильмов, согласна заместитель гендиректора крупнейшей российской киносети «Синема парк» Ольга Чирихина: «И они становятся еще избирательнее из-за кризиса и экономят на развлечениях все больше». Чирихина и Лужин также указывают на то, что в прошлом году было мало крупных премьер, а те, что вышли на экраны, не оправдали ожиданий зрителей и самих прокатчиков. Особенно заметен недостаток большого хорошего кино в IV квартале, говорят они и Белый. Так, в конце 2013 г. на экраны вышел «Сталинград», который стал серьезным двигателем рынка, указывает Белый, а в прошлом году аналогичной премьеры в российском прокате не было.

Наконец, посещаемость не выросла из-за того, что в прошлом году в России было открыто очень мало новых кинотеатров, указывают эксперты. «Крупные города и так достаточно насыщены кинотеатрами, а в средних и небольших городах строительство торговых центров, где в основном размещаются новые кинозалы, было заморожено из-за общих экономических проблем», - объясняет один из собеседников «Ведомостей».

В прошлом году в топ-10 самых кассовых картин года попал только один отечественный фильм - «Вий» (1,2 млрд руб.), хотя год назад в таком же топе были три российские картины, причем самым кассовым фильмом года был российский «Сталинград» (1,7 млрд руб.). В 2014 г. самым кассовым фильмом стал «Хоббит: Битва пяти воинств» (1,7 млрд руб.).