Бизнес
Бесплатный
Мария Кунле|Наталья Ищенко

Ритейлеры и поставщики к осени разберутся с фиктивными услугами

Так они пообещали премьер-министру Дмитрию Медведеву
Е. Егоров / Ведомости

После обсуждения с бизнесом профильные министерства не позднее сентября проработают и согласуют поправки в закон о торговле и внесут в Госдуму согласованные решения. Об этом заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров после совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева с участием сетей, поставщиков и чиновников.

От каждого – по поправке

Встреча правительства прошла после того, как в течение последних месяцев депутаты и отраслевые сообщества выступили с многочисленными идеями по закону о торговле. Всего за последнее время в Госдуму внесено более десятка таких проектов поправок, подсчитали юристы Goltsblat Blp. В их числе – поправки группы депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой (снижает ретро-бонус ритейла с 10 до 3% и др.).

Речь идет о поправках, упрощающих работу нестационарной и мобильной торговли (их прорабатывает Минпромторг), а также «более детальном регулировании» договоров сетей и поставщиков на основе решений, выработанных игроками вместе. Под последним имеются в виду Кодекс добросовестных практик и решения Межотраслевого экспертного совета (МЭС), уточнили три участника совещания. Что именно войдет в поправки, еще не определено, они должны быть выработаны до сентября, говорит участник встречи, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

К совещанию у Медведева МЭС подготовил тезисы с потенциальными правками в закон (копия документа есть у «Ведомостей»). В их числе – расширить роль и надзорную функцию ФАС, снизить срок рассмотрения сетями новых цен поставки (с 45 до 30 дней), «снижение и недискриминационность» взаимных штрафов. По многим пунктам крупные торговые сети и поставщики уже договорились в 2014 г., но до сих пор не решен вопрос маркетинговых услуг.

Некоторые сети берут с поставщика «плату за полку», открытие новых магазинов через договоры услуг, которые в реальности не предоставляются, утверждает Дмитрий Востриков из Руспродсоюза: «Это создает налоговые риски и для поставщиков, и для ритейла, искажает ценообразование, не дает поставщикам получать право на госсубсидии – цена по накладным оказывается гораздо выше реальной цены поставки».

Межотраслевая группа обязалась «разобраться» с фиктивными услугами, доложил Медведеву председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. По его словам, если до сентября договориться внутри группы не удастся, вопрос будет передан чиновникам. «Эту договоренность торговые ассоциации и союзы производителей зафиксируют меморандумом», – утверждает один из членов МЭС. Как именно определять фиктивность маркетинговых услуг, решит МЭС, говорит Юшин.

«Если Ассоциации компаний розничной торговли и Союзу независимых сетей России не удастся искоренить фиктивные и притворные договоры оказания услуг до установленного срока, то МЭС поддержит полный запрет договоров оказания услуг», – утверждает один из членов МЭС.

Закон о торговле уже запрещает навязывание маркетинговых услуг, напоминает Владислав Вдовин из Goltsblat Blp. Поскольку механизм защиты един (обоснование в ФАС, что такие услуги были навязаны), не ясно, почему он должен быть более эффективен в редакции поправок, говорит юрист.

Поправки, озвучивающиеся по итогам совещания у Медведева, не изменят ландшафт розницы, полагает Мария Колбина из «ВТБ капитала»: «Многое зависит от их реализации на практике». Для ритейла более существенны вопросы наценок и регулирования ценообразования, отмечает она. По словам Медведева, «речь ни в коем случае не идет о возвращении к государственному регулированию цен, как это было в прошлом»: «Это невозможно» (цитата по сайту правительства).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать