Правительство не решилось запретить эксплуатацию старых вагонов

Но премьер Дмитрий Медведев поручил обсудить повышение тарифа на перевозки в старых вагонах
Сейчас на сети РЖД 293 000 вагонов, срок службы которых истек/ А.Махонин/ Ведомости

По итогам совещания «О ситуации на рынке железнодорожного подвижного состава» в Тихвине (состоялось 16 марта) с премьер-министром Дмитрием Медведевым решили не запрещать продление сроков службы вагонов, следует из протокола совещания (есть у «Ведомостей»). Наоборот, Минтрансу и профильным министерствам поручено ускорить утверждение техусловий для продления срока эксплуатации вагонов через модернизацию и доложить о результатах до 1 июня. В проекте документа был пункт о запрете продления срока службы вагонов и комплектующих, но правительство все же не готово окончательно запретить использование старых вагонов, говорят несколько участников совещания.

Правда, в протоколе есть поручение ФСТ, Минэкономразвития, Минпромторгу и Минтрансу «провести анализ предложений по изменению» тарифа на порожний пробег вагонов с продленным сроком службы. На совещании министр промышленности и торговли Денис Мантуров предложил проиндексировать тариф на 14,5%. Но с этим не согласны Минтранс и Минэкономразвития, рассказали источники, близкие к обоим министерствам. В случае повышения тарифа на порожний пробег операторы будут вынуждены поднять стоимость услуг, а это ляжет на плечи грузоотправителей, отмечает один из собеседников. Представитель ФСТ на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Повышение тарифа на порожний пробег должно стимулировать «списание подвижного состава», говорится в проекте протокола. Сейчас на сети РЖД 293 000 вагонов, срок службы которых истек (см. график), следует из материалов Минпромторга. Основная часть из них – вагоны Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину) и Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит РЖД). Обновление парка должно происходить не за счет тарифных механизмов, полагает представитель ФГК. ФГК планирует в этом году списать 33 000 вагонов – 53% от всех вагонов с истекшим сроком службы. Но закупить компания рассчитывает в 2015 г. гораздо меньше – лишь 3900 вагонов, говорит ее представитель. Представитель ПГК сказал, что планы компании по обновлению парка гибкие и зависят от конъюнктуры и господдержки.

Государство поможет операторам профинансировать покупку инновационных вагонов с помощью проектного финансирования и субсидирования процентов по кредитам или лизинговым платежам. Предложения об этих механизмах Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг вместе с банками и лизинговыми компаниями должны представить до 28 мая. Этим же министерствам Медведев поручил рассмотреть и возможность реструктуризации задолженности по кредитам, выданным «транспортным компаниям» и производителям вагонов. Меры господдержки для покупателей инновационных вагонов уже есть: субсидии на компенсацию лизинговых платежей – 2,3 млрд руб. в этом году, 2,2 млрд руб. – в 2016–2018 гг. ПГК разделяет идею господдержки – «в текущих экономических условиях она является необходимой для поддержки спроса на продукцию вагоностроителей».

Эти и другие меры позволят повысить ставку аренды вагонов с нынешних 500 до 830 руб. за вагон в сутки, полагает Минпромторг. Это позволит загрузить и вагоностроительные мощности на 40 000 вагонов и обеспечит операторам необходимый денежный поток для ремонта вагонов, обслуживания кредитов и финансового лизинга, рассчитывает министерство. Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров сомневается, что эти меры быстро поднимут ставку до 830 руб. в сутки, – дополнительное давление на ставку аренды вагона оказывают вагоны, принадлежащие лизинговым компаниям, за которые не платят их клиенты, – их от 60 000 до 100 000.