Москва начинает реформу пассажирских перевозок

Она приведет к сокращению количества наземных маршрутов и частных перевозчиков в столице
Столичные власти давно вынашивают идею ввести единые стандарты обслуживания на наземном транспорте/ А.Астахова/ Ведомости

Завтра московские власти проведут первый аукцион на перевозку пассажиров по новой модели управления наземным транспортом. Победитель будет назван в течение трех дней. Разыгрываются два маршрута – 199К и 368. Оба от метро «Сходненская», максимальная цена контракта – 124,6 млн руб. Подано четыре заявки, знает близкий к департаменту транспорта человек. Две – от структур ОАО «Группа «Автолайн» и еще две – от ООО «Гепарт» и ЗАО «Таксомоторный парк № 20». Представитель «Автолайна» подтвердил участие, но от других комментариев отказался. По данным СПАРК, владельцы «Гепарта» и Таксомоторного парка № 20 – одни и те же физические лица, связаться с ними вчера не удалось.

Столичные власти давно вынашивают идею ввести единые стандарты обслуживания на наземном транспорте и единые регулируемые мэрией тарифы на перевозки. Под эту реформу уже разработана новая маршрутная сеть. Детали мэрия не разглашает. Пресс-служба департамента транспорта лишь сообщила «Ведомостям», что вместо 415 маршрутов будет 211. Будут сокращены те, что дублируют маршруты «Мосгортранса», говорит близкий к мэрии человек.

В аукционе победит тот, кто предложит меньше за свои услуги. Город будет платить перевозчику так: основную часть составит фиксированное вознаграждение за обслуживание маршрута, меньшую – бонус за сверхплановые перевозки пассажиров. Победитель будет обязан закупить новые автобусы взамен маршруток, а также жестко соблюдать график по маршруту. Правительство Москвы пообещало предоставлять транспортным компаниям субсидии на проценты по лизингу или кредиту на покупку новых машин в размере около 600 млн руб. ежегодно. Ранее руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов заявлял о намерении разыграть все маршруты в первом полугодии этого года.

Сначала департамент транспорта поделил всю Москву на 11 лотов по принципу «одна префектура – один перевозчик». Стоимость некоторых достигала 8 млрд руб., такие условия не потянул бы ни один частный перевозчик в столице, говорит один из них. Поэтому позднее департамент разбил эти лоты на 60. Это даст возможность участвовать в торгах большему количеству перевозчиков, считает близкий к мэрии человек. Но часть перевозчиков все равно уйдет: их сейчас насчитывается около 70.

Общая стоимость всех конкурсов должна составить около 50 млрд руб. на пять лет (срок госконтракта), сообщили в пресс-службе департамента транспорта. Но ежегодно мэрия ожидает получать 8,5 млрд руб. дополнительной выручки от продажи билетов.

Вряд ли новая модель обрадует москвичей, считает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: «Как вырастет качество перевозок, если количество маршрутов сокращается вдвое?» Несмотря на более высокие тарифы, у частников комфортнее – скорость движения маршруток вдвое выше, более короткий интервал движения и возможность остановки по требованию, говорит Свешников. По его мнению, в результате реформы на рынке могут остаться два-три крупных перевозчика, способных приобретать новые машины. Реализация новой модели управления частными перевозчиками позволит поддержать добросовестных частных перевозчиков, не согласен представитель департамента транспорта.

Сейчас город не платит частным перевозчикам (из бюджета Москвы субсидируется лишь деятельность ГУП «Мосгортранс» – около 27,4 млрд руб. в год), но и не регулирует их тарифы. Рынок частных перевозок, по оценке властей, составляет 13,6 млрд руб. На долю 10 крупнейших приходится почти 80% пассажиропотока, в том числе 50% на крупнейшего игрока – «Авто­лайн». В целом частники обслуживают 30% пассажиров, остальных – «Мосгортранс». Новая модель сохранит эту пропорцию, обещал Ликсутов.