Бизнес
Бесплатный
Милана Челпанова
Статья опубликована в № 3816 от 21.04.2015 под заголовком: Дешевые деньги на вагоны с инновационными тележками

На дешевые государственные деньги появился новый претендент – лизинговая компания Rail1520

Проектное финансирование в размере 1 млрд рублей нужно на ремонт вагонов
ОВК рассчитывает, что в ближайшие три года будет списано около 250 000 вагонов
Rail1520

Лизинговая компания Rail1520 (входит в Объединенную вагонную компанию группы ИСТ, ОВК) обратилась в банк за проектным финансированием в 1 млрд руб., рассказали «Ведомостям» представитель Rail1520 и федеральный чиновник. Через какой именно банк Rail1520 собирается получить это финансирование, собеседники «Ведомостей» не говорят.

Дешевые государственные деньги пойдут на ремонт вагонов, принадлежащих Rail1520, на площадке в Тихвине. (Там же находится основной актив ОВК– Тихвинский вагоностроительных завод.) Rail1520 планирует заменять ходовую часть вагонов: с тележки грузоподъемностью 23 т на ось (модель 18-100) – на тележку Barber (модель S-2-R) грузоподъемностью 25 т на ось. Вагоноремонтный завод ОВК – первый и единственный в России – получил сертификат на модернизацию вагонов по новым правилам Таможенного союза.

Представитель Минэкономразвития (это министерство отвечает за проектное финансирование) сообщил, что министерство пока не знакомо с предложениями вагоноремонтников.

Сколько вагонов Rail1520 хочет модернизировать, собеседники «Ведомостей» не сообщают. Всего у Rail1520 20 000 вагонов, из них на старой тележке – 6000. Исходя из средней стоимости ремонта вагона в 1–1,5 млн руб., за 1 млрд руб. можно заменить тележки на Barber не более чем на 1000 вагонов, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но даже если менять тележку на старую, более дешевую модель, ремонт одного вагона обойдется в 700 000–800 000 руб.

Пора размещаться

ОВК до конца апреля намерена разместить 10% акций на Московской бирже. Вся компания оценивается для этого размещения в 70–90 млрд руб. Выручка компании за 2014 г. по МСФО выросла в 6 раз и составила 17 млрд руб., чистая прибыль достигла 549 млн руб. – против убытка в 2013 г. в размере 5,7 млрд. Отношение долга к показателю EBITDA на конец 2014 г. – 20.

Бурмистров считает, что замена старой тележки на Barber повышает среднюю доходность вагона: можно будет получать 450–500 руб., а до 1000 руб. в сутки – за счет тарифных преференций для инновационных вагонов и их дешевизны в обслуживании.

Если лучше модернизировать старые вагоны, а не строить новые, то господдержку в первую очередь должны получить операторы с самым старым парком – Первая грузовая компания (ПГК), Федеральная грузовая компания (ФГК) и «Нефтетранссервис», иронизирует топ-менеджер другого железнодорожного оператора.

ОВК рассчитывает, что в ближайшие три года будет списано около 250 000 вагонов. «Поэтому будут востребованы предприятия с широким спектром ремонтных услуг и сертификатом Таможенного союза, позволяющим модернизировать вагоны с продлением срока их службы или с переводом их на инновационную тележку, – прежде всего тихвинское предприятие», – поясняет представитель Rail1520 .

По данным Минпромторга, срок службы истек у 24% (293 000) эксплуатирующихся в России вагонов, в основном старье принадлежит ФГК (86 094) и ПГК (62 320). В этом году ФГК спишет 33 000 вагонов, ПГК – около 10 000. Те вагоны, которые ФГК и ПГК не спишут, ОВК рассчитывает ремонтировать на своей площадке, говорит один из собеседников «Ведомостей». Правда, ни ФГК, ни ПГК не собираются модернизировать старые вагоны, рассказали люди, близкие к обеим компаниям: Таможенный союз еще не утвердил методику модернизации. Но когда она появится, ПГК будет модернизировать все, кроме полувагонов, говорит человек, близкий к ПГК.

Чтобы восполнить выбывший парк и не потерять долю на рынке, ФГК планирует в 2015–2017 гг. купить за 76 млрд руб. 45 232 новых вагона (в среднем 1,6 млн руб. за вагон), из них 200 – у «Алтайвагонзавода» (принадлежит «Сибирскому деловому союзу»).

ПГК планирует восполнять потери, покупая вагоны у лизинговых компаний – они вынуждены возвращать их из аренды из-за неплатежей, а также путем вхождения в капитал небольших операторов и аренды вагонов, рассказывал гендиректор ПГК Олег Букин (цитата по «Интерфаксу»). ФГК также не исключает покупок на рынке.

При нынешних ставках на аренду вагона (450 руб. за вагон в сутки) невыгодно ни покупать новые вагоны, ни модернизировать старые за 1,5 млн руб., говорит один из собеседников «Ведомостей».

Чтобы подстегнуть операторов быстрее списывать старые вагоны, Минпромторг предложил повысить на 48% стоимость порожнего рейса в таких вагонах. Решение о повышении тарифа должна принять Федеральная служба по тарифам до конца апреля.