В секторе сланцевой нефтедобычи США началась консолидация

Noble Energy за $3,7 млрд приобретет Rosetta Resources с активами на самых эффективных месторождениях
Noble Energy купила сильно подешевевшие активы на сланцевом месторождении Eagle Ford/ Eddie Seal/ Bloomberg

Американская нефтегазовая компания Noble Energy приобретет конкурента Rosetta Resources за $3,7 млрд, включая $1,8 млрд долга. Это первое крупное поглощение американского производителя сланцевой нефти после обвала цен в 2014 г., отмечает Financial Time.

Сделка может положить начало волне слияний и поглощений в сланцевой отрасли, пишет The Wall Street Journal. До сих пор их не было, поскольку потенциальные покупатели и продавцы не могли договориться о стоимости нефтегазовых месторождений на фоне волатильности цен. Так, баррель нефти WTI подешевел с $98 в конце июня 2014 г. до $47 в марте этого года, а во вторник торговался дороже $59. Возможно, компании, вынашивавшие идею покупки менее крупных конкурентов и нефтяных месторождений по низкой цене, наконец готовы действовать, предполагает Кит Кинг, управляющий директор консалтинговой компании Moyes & Co, которая специализируется на энергетике.

Noble купит акции Rosetta по $25,26, или с 31%-ной премией к цене закрытия в пятницу. Акционеры Rosetta получат за каждую свою акцию по 0,542 акции Noble. Ожидается, что сделка будет закрыта осенью.

При этом еще год назад Noble было бы сложно приобрести Rosetta. В то время нефть была значительно дороже, поэтому котировки акций не очень больших энергетических компаний были заметно выше, чем сейчас. В частности, у Rosetta летом 2014 г. они превышали $50, а в 2013 г. на пике – $60. Но теперь такие компании уязвимы перед конкурентами. Результаты Rosetta в последнем квартале разочаровали участников рынка, агентство Standard & Poor’s заявило о возможном понижении ее кредитного рейтинга, поэтому руководители компании посчитали ее продажу лучшим вариантом. Хотя гендиректор Rosetta Джим Крэддок заверил WSJ, что компания не находится в тяжелом положении: «Мы не обязаны и не вынуждены идти на это, но нам нравится эффективность [сделки] и факт объединения с другим по-настоящему сильным игроком».

Хотя Noble расположена в Хьюстоне, до сих пор она не занималась активно разработкой сланцевых месторождений в Техасе. Теперь же у нее в этом штате появятся сланцевые активы на месторождениях Eagle Ford и Permian. Дэйв Стоувер, гендиректор Noble, назвал их наиболее экономически эффективными регионами сланцевой добычи в США. Активы Rosetta позволят генерировать достаточный денежный поток, чтобы финансировать объемы бурения, необходимые для увеличения годовой добычи на 15% в течение нескольких лет, добавил он.

При этом устойчивое финансовое положение Noble дает ей возможность бурить тогда, когда ей нужно, пока наращивать активность на имеющихся мощностях не планируется, уточнил Стоувер. По его мнению, вряд ли стоит ожидать значительной активизации бурильщиков, если цены не вернутся в район $70 за баррель.

С начала года, по данным Morgan Stanley, было объявлено о 38 сделках в энергетическом секторе, включая продажу активов, на $93 млрд. Правда, на их общий размер во II квартале значительно влияет покупка Royal Dutch Shell компании BG Group за $70 млрд, а в I квартале было всего 30 сделок примерно на $4 млрд – худший результат за 20 лет. Но аналитики отмечают повышение активности. По словам Мартина Ратса из Morgan Stanley, в нынешних условиях нефтегазовым компаниям «значительно дешевле и безопаснее» пополнять портфели активов, приобретая конкурентов, а не делая капиталовложения в разведку и добычу. Компании сократили расходы, а цены на нефть частично восстановились, поэтому у компаний появилось больше свободных средств и количество сделок увеличилось, утверждает Ратс.

Айрин Хаас, аналитик Wunderlich Securities, сомневается, что за сделкой Noble и Rosetta последует настоящая волна слияний и поглощений в нефтяном секторе США, хотя признает, что она может подтолкнуть некоторые компании к объединению.