Минтруд хочет обязать госслужащих летать отечественными авиакомпаниями

Эта мера должна повлиять на повышение конкурентоспособности авиационной отрасли России
Госслужащих могут обязать летать отечественными авиакомпаниями/ М.Стулов/ Ведомости

Данный законопроект, по идее его создателей, должен повысить конкурентоспособность авиационной отрасли России. В пользу введения этой меры не раз высказывался гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. После совещания по развитию авиационной отрасли под председательством Дмитрия Медведева в конце февраля он привел в пример Китай, где "чиновникам любого уровня запрещено пользоваться услугами не отечественных авиакомпаний, если на направлении есть кто-то (местный перевозчик)".

Министерство труда и социальной защиты России подготовило проект президентского указа, согласно которому государственные служащие обязаны при оформлении командировок приобретать билеты у российских авиакомпаний. Соответствующий документ в понедельник, 18 мая, был опубликован на сайте regulation.gov.ru.

«Проектом указа предлагается нормативно закрепить за федеральными государственными гражданскими служащими, командировочные расходы которых финансируются из федерального бюджета, обязанность приобретать проездные документы... российских авиакомпаний при направлении в служебные командировки», - говорится в пояснительной записке к проекту указа.

Исключениями являются случаи, когда у российских компаний нет необходимых рейсов или на них нет билетов. Речь будет идти только о международных перевозках, так как по закону иностранные компании не имеют права осуществлять рейсы внутри страны.

В США также уже принята аналогичная норма, говорит президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун (ассоциация объединяет крупнейшие авиакомпании). Объем международных перевозок у российских авиакомпаний сейчас снижается. На этом фоне оправдана любая мера, которая направлена на увеличение загрузки - хоть и незначительное. "Это дает сигнал обществу и чиновникам, что правительство принимает определенные меры для поддержки перевозчиков", - говорит Тасун.

По данным за первые три месяца 2015 г., количество пассажиров, которых перевезли российские авиакомпании, снизилось в целом на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем внутренних перевозок увеличился на 11,4%, а количество пассажиров на международных рейсах упало на 15,6%. Пассажирооборот на международных направлениях снизился еще сильнее - на 18,9%.

Ранее правительство приняло решение о снижении НДС на внутренних перевозках с 18 до 10%. Минтранс и некоторые перевозчики выступали за обнуление этого налога. Также в рамках поддержки авиатранспортной отрасли субсидии для лизинговых компаний были распространены на операционный лизинг - до настоящего времени они касались только финансового.