Миллиардеры Кесаев и Кациев продали «Дикси» треть сети алкогольных магазинов

Доля в «Бристоле» оценена в 1,78 млрд рублей
«Дикси» довела долю в сети алкогольных магазинов «Бристоль» до 33%/ М. Стулов/ Ведомости

Четвертая по выручке продовольственная розничная сеть в России – группа «Дикси» сообщила, что приобрела около трети в сети алкогольных магазинов «Бристоль».

«Бристоль» – сеть магазинов «у дома», специализирующихся на продаже алкоголя и табачной продукции. Первый магазин открылся в сентябре 2012 г. в Нижнем Новгороде, сказано на сайте ритейлера, сейчас в сети свыше 1400 магазинов по всей России.

«Дочка» группы «Дикси», «Дикси юг», приобрела 31,8% долей ООО «Альбион-2002», которое управляет сетью «Бристоль». Стоимость доли была оценена в 1,78 млрд руб. фирмой «Бейкер Тилли русаудит». Еще 1,2% ООО уже принадлежало «Дикси юг». Представитель «Дикси» не сказал, когда ритейлер впервые вошел в капитал «Альбион-2002».

Продавцами выступили основные акционеры «Дикси» – Игорь Кесаев и Сергей Кациев (по данным на конец 2014 г., они вместе контролировали 54,42% ритейлера). До сих пор они владели 98,8% «Бристоля» через Megapolis Holdings (Overseas) Limited. Так как сторонами по сделке выступили «Дикси юг» и Megapolis Holdings (Overseas), для одобрения сделки не потребовалось решения акционеров группы «Дикси», сообщил представитель ритейлера: это в полномочиях собрания акционеров АО «Дикси юг», а в «Дикси груп» – в компетенции совета директоров общества по уставу.

Сложности с поставщиками

В феврале 2015 г. на «Дикси» в антимонопольную службу пожаловались два производителя и торговца алкоголем – Roust и «Синергия», оба жаловались на завышенные, по их мнению, ретробонусы. «Дикси» начала было выводить их продукцию из магазинов, но к 15 мая Roust, «Синергия» и «Дикси» заявили об урегулировании разногласий. Сложный переговорный процесс с ключевыми клиентами стоил Roust доли на рынке – она снизилась на 2 процентных пункта и составила 10,9% в I квартале, говорилось в отчете группы.

Помимо «Бристоля» Кесаев и Кациев владеют крупнейшим в России табачным дистрибутором – группой «Мегаполис». В конце 2013 г. по 20% табачного дистрибутора получили Japan Tobacco и Philip Morris International, стоимость каждой доли составила $750 млн. Среди других основных активов обоих бизнесменов помимо «Мегаполиса» представитель Кесаева тогда называл ОАО «Турбохолод» (агрегаты для нефтегазовой промышленности), «Меркурий девелопмент» (башня «Меркурий-тауэр» в «Москва-сити»), Горевский горно-обогатительный комбинат (добыча и переработка свинца и цинка) и Завод им. В. А. Дегтярева (гражданская и военная техника от зенитных комплексов и пулеметов до мопедов). Вчера представитель Кесаева не смог оперативно предоставить комментарии.

В этом году журнал Forbes оценил состояние Кесаева в $3 млрд, поместив его на 34-е место богатейших россиян, его партнера Кациева с состоянием в $1,2 млрд – на 69-е место.

Сделка консолидирует розничные активы Кациева и Кесаева и делает «Дикси» крупнейшим продавцом алкоголя в России, пишут аналитики «ВТБ капитала».

Аналитики Infoline оценивали выручку «Бристоля» в 2014 г. примерно в 15 млрд руб., это около 7% выручки всей «Дикси», отмечает Мария Колбина из «ВТБ капитала», но магазины алкоголя пока не вышли на уровень зрелых продаж и генерируют скромную прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации, это затрудняет оценку мультипликаторов сделки.

Кроме того, на данном этапе речь вряд ли идет об улучшении закупочных условий «Дикси», указывает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Скорее речь идет об улучшении закупочных условий для сети «Бристоль» благодаря объединению закупок с «Дикси».

Аналитики ждут, что «Дикси» полностью выкупит «Бристоль» в ближайший год. «Изначальная цель [розничной группы] – получить полный контроль в «Бристоле», увеличить долю более чем до 50% к концу июля и финализировать сделку в перспективе 12 месяцев», – пишет в обзоре «ВТБ капитал».

Колбина считает, что группа «Дикси» использует для этого собственные средства, но выражает сомнения в перспективах консолидации и достижении синергетического эффекта от слияния. «Дикси» не спешит с полной консолидацией сети, так что, видимо, сделка будет финансироваться как за счет собственных средств, так и за счет заемных и будет проводиться поэтапно», – полагает Колупаева из Райффайзенбанка.

Приобретение доли в компании, управляющей сетью «Бристоль», подтверждает готовность «Дикси» наращивать размер и эффективность розничного бизнеса, в том числе за счет расширения линейки форматов, приводятся в заявлении «Дикси» слова ее президента Ильи Якубсона. Сейчас, говорится в сообщении ритейлера, руководство компаний обсуждает глубину и сроки интеграции.

В прошлом году «Дикси» впервые обогнала по выручке Metro Cash & Carry в России и стала четвертым по этому показателю ритейлером (по оценке Infoline; после «Магнита», X5 Retail Group и «Ашана»). Продажи «Дикси» за 2014 г. составили 228,9 млрд руб. (+26,9% к 2013 г.), чистая прибыль – 4,49 млрд руб. (+47%). На начало мая «Дикси» управляла 2370 магазинами: 2241 магазином «у дома», 93 магазинами «Виктория», 1 магазином Cash и 35 компактными гипермаркетами.