Сбербанк надеется на помощь ВТБ и Газпромбанка
Крупнейший банк страны рассчитывает, что коллеги помогут продать долг «Мечела»
Сбербанк рассчитывает на выкуп долга «Мечела» перед ним, рассказал «Ведомостям» близкий к банку человек. Компания должна банку $1,4 млрд. Причем долг может быть выкуплен с участием других крупных кредиторов «Мечела» – ВТБ и Газпромбанка. «Инвестор может появиться в том числе с их подачи, они могут предоставить финансирование третьей стороне», – указывает собеседник «Ведомостей». При этом Сбербанк готов даже согласиться на дисконт. В таком случае получится освободить большую часть резервов и за счет инвестирования их в ликвидные активы окупить эти деньги раньше, чем окончится история с долгами «Мечела».
«Мечел» уже больше года пытается договориться с кредиторами о рефинансировании долга. Этот вопрос обсуждался на заседаниях у премьер-министра Дмитрия Медведева, вице-премьера Игоря Шувалова, помощника Путина Андрея Белоусова. Чиновники дважды ставили ультиматум Зюзину, однако «он отмалчивался и продолжал задерживать выплаты», вспоминает один из участников таких встреч.
«Мечел» должен договориться с третьим лицом о выкупе его долга перед Сбербанком или о том, что оно предоставит гарантии погашения задолженности, подтверждают близкий к другому кредитору компании человек и федеральный чиновник. В противном случае владельцу «Мечела» Игорю Зюзину придется смириться с тем, что долги компании будут конвертированы в акции, говорит один из них. Решение надо принять до конца июня, добавляет один из собеседников «Ведомостей».
Кто может вклиниться в процесс рефинансирования долга «Мечела», собеседники «Ведомостей» сообщить отказались. Еще один банкир отмечает, что описанную выше схему Сбербанк предлагает уже давно: «Банку все равно, кто вернет ему деньги, лишь бы вернул».
Дисконтировать или нет
Если кто-то предоставит гарантии погашения кредита, это может означать в том числе и предоставление собственных активов в залог банкам, отмечает аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. По его словам, «Мечелу» уже больше нечего предоставить в залог по текущим кредитам на $6,7 млрд. У банков заложены по 50% плюс 2 акции «Якутугля», «Южного Кузбасса», «Мечел-майнинга», Коршуновского ГОКа, 25% плюс 1 акция Белорецкого металлургического комбината (БМК), 20% Челябинского металлургического комбината (ЧМК), а также оборудование и недвижимость ЧМК, «Мечел кокса», БМК и «Якутугля». Кроме того, по личным кредитам Зюзина заложено 27,2% «Мечела». Оставшихся 24% ему не хватит, чтобы гарантировать выплату долга. Вчера этот пакет на NYSE стоил $150 млн.
Предоставить в залог свои активы по чужому кредиту чисто технически может любой гражданин или компания, которым банки доверяют, но будут ли они это делать – второй вопрос, рассуждает Порывай.
Вряд ли кто-то согласится платить процентные платежи и погашать задолженность перед Сбербанком за «Мечел», только если не станет акционером компании, рассуждает аналитик RMG Андрей Третельников, или не получит опцион на то, что в случае неплатежей «Мечела» ему достанется доля в компании, говорит Порывай.
Сейчас компании Зюзина крайне трудно платить за пользование кредитами, напоминает Третельников: EBITDA за прошлый год составила $709 млн, процентные платежи – $793 млн. Возможно, кредиторы стараются подтянуть «Мечел» под механизм предоставления госгарантий, в таком случае им удастся расформировать часть резервов, считает эксперт. Если все-таки найдется человек или компания, которая согласится на условия купить долг или предоставить гарантии, то для банков шансы на возврат кредитных средств увеличатся, а значит, часть резервов можно будет распустить, уверен портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко.
Представители «Мечела» и ВТБ комментировать ситуацию отказались. Представители Сбербанка и Газпромбанка не ответили на вопросы «Ведомостей».