«Алмаз-Антей» сорвал поставки оборудования для нового ЦУПа в Московском авиаузле

Минтранс изучает возможность сменить поставщика
Новую организацию движения московским диспетчерам придется подождать/ Марина Лысцева/ ТАСС

Концерн ПВО «Алмаз-Антей» нарушает сроки поставки аэронавигационного оборудования для оснащения центра управления полетами Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, следует из отчета о реализации ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения в 2009–2020 гг.», опубликованного на сайте Минтранса. Министерство рекомендует Росавиации, которая является госзаказчиком по этой программе, подготовить исковое заявление о взыскании неустойки с «Алмаз-Антея» за несвоевременное исполнение обязательств. Сумма возможной неустойки в отчете не указана. «Алмаз-Антей» в качестве единственного поставщика по программе свои обязательства не выполняет. Предлагается осуществлять строительство объектов программы на конкурсной основе», – говорится в отчете.

Это не первые претензии к «Алмаз-Антею». В конце февраля Счетная палата писала, что концерн не справился со своими обязанностями как поставщик.

Представитель Минтранса подтвердил, что вопрос о смене поставщика прорабатывается. Сроки, когда это может быть сделано, представитель министерства не назвал. Источник в одном из профильных ведомств напомнил, что «Алмаз-Антей» был назначен единственным поставщиком по ФЦП указом президента России. Представители Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД) на запрос не ответили. Представитель «Алмаз-Антея» также не ответил на запрос. Источник в концерне сказал только, что претензии, указанные в отчете, компании известны.

Закон допускает заключение договора с единственным поставщиком, отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский. Но в этой ситуации, даже если заказчик расторгнет контракт, для заключения нового нужно будет отменить предыдущий документ и дождаться распоряжения или указа о назначении нового исполнителя ФЦП, описывает процедуру эксперт.

Всего на реализацию мероприятий, запланированных программой, в 2009–2020 гг. предполагалось потратить 90,9 млрд руб., в том числе из бюджета – 59,1 млрд руб., говорится в паспорте программы. Сколько денег получил «Алмаз-Антей», неясно.

Концерн ПВО «Алмаз-Антей»

Производитель военной техники
Акционер – Росимущество (100%). Выручка(РСБУ, 2014 г.) – 73,3 млрд руб. Чистая прибыль – 727,8 млн руб.

«Алмаз-Антей» должен был поставить оборудование для Московского центра автоматизированного управления воздушным движением. После ввода в эксплуатацию он сможет внедрить новую схему управления полетами в аэропортах Москвы. Схема, которую разрабатывает НИИ «Аэронавигация», должна увеличить пропускную способность московского авиаузла на 80%. Приоритет для диспетчеров – обеспечение безопасности полетов, но сейчас они не могут одновременно управлять всеми прибывающими самолетами, поэтому часть рейсов отправляется в зону ожидания – это приводит к задержкам, срыву расписания и дополнительным расходам на топливо и персонал, объясняет руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. Первоначально планировалось, что ЦУП заработает в конце 2013 г., возможным сроком запуска программы назывался апрель этого года. Новый срок запуска неизвестен.

В моменты пиковой нагрузки (до 80 самолетов в час. – «Ведомости») система управления воздушным движением в столичном авиаузле уже в прошлом году работала на пределе возможностей, напоминает Пантелеев. В текущем году ситуация не упростится, так как летом ожидается восстановление пассажиропотока.