Железнодорожные операторы могут сдать вагоны специальной структуре
Они ищут способ решить проблему избытка подвижного составаФедеральная грузовая компания (ФГК, «дочка» РЖД) предлагает создать для решения проблемы лишнего парка банк вагонов. Он арендует у операторов около 300 000 – по числу «лишних» вагонов на сети, говорится в презентации гендиректора оператора Виталия Евдокименко (копия есть у «Ведомостей»).
Модель создания банка ФГК видит так: собственники вагонов (операторы, лизинговые компании, грузоотправители) сдают вагоны в аренду по рыночным ставкам (400–500 руб. за вагон в сутки) сроком от 1 до 5 лет, а банк отдает по ставке 600 руб. (она включает расходы банка на обслуживание вагона и др.). Сокращение парка в этом случае произойдет за счет того, что участники банка возьмут обязательство не покупать новые вагоны и не арендовать их у других собственников, а пользоваться услугами банка. Минтранс при этом может отказывать в регистрации новых вагонов, за исключением инновационных, которые приобретаются взамен списанных. А также приостановит не менее чем на год выдачу номеров для вагонов, пока на рынке не наметится дефицит. Участвовавший в посвященном этой инициативе круглом столе ФГК представитель ФАС предупредил, что такая схема нарушает антимонопольное законодательство, так как ограничивает права грузоотправителей. Представители Минтранса и ФАС на вопросы не ответили.
Идею банка операторы обсуждают уже несколько месяцев, говорит источник, близкий к одной из операторских компаний – участников обсуждения. Помимо ФГК (163 000 вагонов) и лизинговых компаний вагоны в банк могут сдать «Рейлтрансхолдинг» (РТХ, около 15 000 полувагонов), Первая грузовая компания (ПГК, 196 000 вагонов) и «Нефтетранссервис» (НТС, 55 056 вагонов в управлении), рассказали источники, близкие к операторам. Представитель НТС говорит, что вопрос передачи парка будет обсуждаться, когда появятся параметры. Представитель РТХ говорит, что компания готова отдать полувагоны в банк, если он появится.
Связаться с представителем ПГК не удалось.
Схема создания банка вагонов сырая, признает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Это приведет к тому, что грузоотправители купят вагоны и будут ими оперировать, поясняет он. С ним соглашается и сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. «Никто не понимает, что операторский бизнес – сервисный бизнес, поэтому о грузоотправителе надо думать», – отмечает Бурмистров. Единственное решение проблемы профицита парка, по мнению Бурмистрова, – списать старые вагоны. По данным Минпромторга, их на сети 325 000, или 24% всего парка.