Бизнес
Бесплатный
Наталья Ищенко
Статья опубликована в № 3850 от 11.06.2015 под заголовком: Enter надавил на доверие

Ритейлер Enter попросил поставщиков помочь ему восстановить бизнес

Компания просит начать отгрузки и обещает бурный рост

Компания Enter.ru, запущенная в 2011 г. экс-владельцем группы «Связной» Максимом Ноготковым и доставшаяся вместе с активами группы «Связной» Олегу Малису, вчера собрала поставщиков и попросила пойти навстречу по поставкам и долгам за них.

К концу весны 2015 г. Enter, продающий онлайн и офлайн непродовольственные товары – от бытовой техники и электроники до мебели и ювелирных изделий, столкнулся с финансовыми сложностями при оплате поставок. В суды к ритейлеру было подано несколько десятков исков от поставщиков товаров, в том числе от ТД «Абсолют», перед которым у компании самые крупные обязательства. На начало июня задолженность Enter «Абсолюту» составляла около 600 млн руб., сообщал ритейлер. С этим партнером ритейлеру удалось договориться по реструктуризации и поставщик возобновил отгрузки, сообщил гендиректор Enter Михаил Рубин.

Сложная долговая ситуация и у головной компании «Связного» – кипрской Trellas. В середине мая стало известно, что новый владелец Trellas Малис и банк «Глобэкс» пытаются договориться о реструктуризации долгов компании. Банк, владеющий 5% Svyaznoy N.V., пытается получить еще 8,78% компании за долги. Другой кредитор, претендующий на долю в Svyaznoy N.V., – Промсвязьбанк может забрать контролирующую долю в компании, если не договорится с Малисом о погашении своего кредита размером примерно в 6 млрд руб.

Суммы задолженностей Enter перед поставщиками скромнее – ритейлер должен им около 1,8 млрд руб.; банковских кредитов у ритейлера нет. «Мы с вами подписали мировые соглашения, соглашения об отсрочке, но этого мало, нам надо начать отгрузки: без товара мы ничего не сделаем», – сказал поставщикам Рубин. По его словам, со стороны акционеров будут финансовые инъекции, но это не будет как раньше. Компания должна выйти из пике самостоятельно, сказал Рубин, призвав поставщиков «еще раз поверить в компанию, поверить людям».

Неутешительные примеры

С 2014 г. рынок уже покинуло несколько торговцев бытовой техникой и электроникой. В процессе банкротства находится сеть «Белый ветер цифровой», с которой поставщики пытаются взыскать неоплаченные поставки в судах. В начале 2015 г. закрылись магазины «Телемакс», работавшие на Северо-Западе и в Центральной России; к весне практически свернула работу петербуржская компания «Киберри».

Для подкрепления доверия ритейлер раскрыл партнерам новую стратегию развития. Так, Enter решил отказаться от крупных офлайн-магазинов, сосредоточившись на развитии сети небольших пунктов выдачи площадью в среднем 50 кв. м (это должно сократить затраты на персонал), и от продаж по печатным каталогам, рассказала представитель ритейлера Екатерина Белоусова. Сейчас у компании стандартные магазины – 150–300 кв. м, но есть и крупные объекты, например магазин площадью более 2000 кв. м в Петербурге.

Среди других мер – урезание арендуемой площади подмосковного склада с 62 000 до 12 000 кв. м и стоимости обработки одного заказа со 156 до 90 руб., а также партнерство с крупными логистическими операторами («Деловые линии», Pony Express и др.), это позволит сделать доставку во все регионы, сказала Белоусова.

До конца 2015 г. Enter надеется открыть 100 пунктов и по 180 – в 2016 и 2017 гг., рассказал Рубин. Кроме того, пункты выдачи в формате «магазин в магазине» уже открываются в магазинах «Связной» и «Евросеть» – суммарно у них более 7500 магазинов в стране. Также ритейлер хочет в 16 раз расширить ассортимент – с 63 000 товарных наименований до 1 млн штук – и достичь оборота 35–40 млрд руб. в 2017–2018 гг., надеется Рубин. Оборот компании с НДС за 2014 г. составил 9 млрд руб., почти половину обеспечили продажи бытовой техники и электроники. В этом году ритейлер ориентируется на оборот около 5 млрд руб., уточнила Белоусова.

Увеличив количество товаров, Enter хочет изменить работу с поставщиками, перейдя к модели торговой площадки (marketplace; работа со склада поставщика с использованием логистики поставщика) и «зеркалу» (работа со склада поставщика силами логистики ритейлера). Это поможет сократить отсрочку платежей с сегодняшних 90–120 до 20–30 дней, сказал Рубин.

При переходе на такую модель работы Enter действительно может выполнить свои обещания сократить рассрочку, считает один из поставщиков электроники, участвовавший во вчерашней встрече. «Но надо понимать, что после возобновления поставок каждая из них может быть последней, например, такие же обещания давал «Сотмаркет» (проект выставлен на продажу. – «Ведомости»)», – напомнил он.