Грузовики «Камаза» будут ездить на СПГ

Первые машины, работающие на этом топливе, будут возить металл для «Камаза» из Магнитогорска
Предправления «Газпрома» Алексей Миллер/ Максим Богодвид/ РИА Новости

«Камаз» не единственный, кто развивает газомоторный транспорт. "Русские машины" (владеет группой ГАЗ) заключили меморандум с «Роснефтью» о внедрении газозаправочного оборудования на «тысячи заправок» нефтяной компании к 2023 г. Но компания сделает ставку на сжатый газ: этот вид газового топлива предпочтителен для клиентов компании – муниципалитетов, малого и среднего бизнеса, осуществляющих перевозки на короткие и средние расстояния, рассказывает исполнительный вице-президент «Русских машин» Сергей Арзуманов. Первая автомобильная газонаполнительная компрессорная станция производства компании уже работает в Нижнем Новгороде, рассказал он. «Тема СПГ также является для нас интересной, мы видим ее актуальность и перспективы, и у нас есть все необходимые компетенции, чтобы со временем предложить аналогичный проект и по сжиженному газу», – отмечает Арзуманов.

«Газпром» и« Камаз» договорились о создании к IV кварталу 2017 г. первого в России газомоторного коридора, оснащенного станциями для заправки сжиженным природным газом (СПГ), сообщили компании. СПГ-станции разместятся по маршруту от Набережных Челнов (где расположен «Камаз») до Магнитогорска. Это крупное направление грузоперевозок «Камаза», поясняет представитель «Газпром газомоторное топливо», «дочки» «Газпрома». В Магнитогорске на ММК автозавод закупает металл, говорит представитель «Камаза» Олег Афанасьев.

Заправки будет строить «Газпром газомоторное топливо». Количество станций, необходимые инвестиции станут понятны после предпроектной проработки, рассказывает представитель «дочки» монополии. Роль «Камаза» в проекте – разработка и выпуск автомобилей, использующих СПГ. У компании уже есть такие образцы, их модельный ряд планируется расширить, говорит Афанасьев.

Ранее «Газпром» и «Камаз» договаривались о сотрудничестве в сфере использования в качестве моторного топлива сжатого (компримированного) газа. Оно продолжается, сообщают собеседники «Ведомостей». «Задача нашей компании – развитие использования природного газа в качестве моторного топлива как в сжатом, так и в сжиженном виде», – подчеркивает представитель «Газпром газомоторное топливо». По его словам, СПГ – перспективное топливо для автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, а также для тяжелой (карьерной) и сельскохозяйственной техники. Сейчас этот газ применяется в качестве моторного топлива только в опытных, пилотных проектах, говорит он. «Камаз» продолжает разрабатывать и выпускать грузовики, работающие на более привычном для рынка сжатом газе. Интерес к СПГ Афанасьев объясняет тем, что он в отличие от компримированного газа обеспечивает в 2–3 раза больший запас хода после заправки – до 1500 км. Кубометр компримированного газа стоит 12 руб., рынка СПГ как моторного топлива в России не существует.

Обычные грузовики «Камаз», работающие на дизельном топливе, стоят около 2,5 млн руб., газовые (работающие на СПГ или сжатом газе) дороже примерно на 10–15%, говорит Афанасьев. Но они обеспечивают значительную экономию на топливе, подчеркивает он. «Камаз», использующий на маршруте Набережные Челны – Магнитогорск около 100 собственных машин, рассчитывает экономить на топливе после реализации пилотного СПГ-проекта с «Газпромом» «несколько десятков миллионов рублей в год», сказал Афанасьев. Ежегодный объем потребляемого на маршруте СПГ превысит 2200 т.

«Камаз»

Автопроизводитель
Основные акционеры: «Ростех» (49,9%), Avtoinvest Limited (20,81%), Daimler AG (15%). Капитализация – 26,7 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 110,6 млрд руб., чистая прибыль – 211 млн руб.

Какие еще могут быть созданы газомоторные коридоры, представитель «Газпром газомоторное топливо» не говорит. По словам Афанасьева, «Камазу» было бы интересно реализовать аналогичный проект по маршруту Москва – Набережные Челны.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"