Перед банкротством авиакомпания «Ак барс аэро» переписала отчетность

После «исправления ошибок» нераспределенная прибыль превратилась в 4,7 млрд рублей чистого убытка
Лизинговые самолеты переходят от одного татарстанского авиаперевозчика к другому/ AK BARS AERO

Конкурсное производство в «Ак барс аэро» введено 24 июня. В пояснениях к бухгалтерской отчетности за прошлый год говорится, что «при составлении годового отчета выявлены исправления ошибок за предыдущие три года в 4,7 млрд руб. и произведен ретроспективный пересчет показателей баланса и отчета о прибылях и убытках». В результате на 1 января 2014 г. прочие внеоборотные активы составили 5,2 млн руб. вместо 3,1 млрд руб. до пересчета, т. е. почти в 600 раз меньше, а к 31 декабря их не осталось совсем. Вместо нераспределенной прибыли в 16 млн руб. компания показала чистый убыток в 4,7 млрд руб.

Зимой топ-менеджер «Ак барс аэро» говорил «Ведомостям», что лизинговые самолеты «Ак барс аэро» – 15 Cessna Grand Caravan и 15 Bombardier CRJ-200LR – перейдут в новую авиакомпанию «под крылом» «Татнефти». «Дочка» «Татнефти» – «Татнефть-актив» зарегистрировала авиакомпанию «ЮВТ-авиа» 13 марта. Бывший гендиректор «Ак барс аэро» Петр Трубаев, занявший такой же пост и в новой компании, не говорит, какой в «ЮВТ-авиа» парк и откуда. В свое время в «Ак барс аэро» было передано 12 лизинговых самолетов авиакомпании «Татарстан» (в 2013 г. прекратила полеты 13 ноября, свидетельство эксплуатанта отозвано 31 декабря, в 2014 г. признана банкротом 27 октября). Рейсы «Татарстана» (региональные и по стране) были готовы выполнять федеральные компании, в том числе «Ютэйр», но власти Татарстана настояли на создании следующего по счету республиканского авиаперевозчика.

«Пересмотр отчетности и тем более исправление ошибок – очень редкое явление, а если и бывает, то поправки на копейку», – говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева. «То, что после исправления нераспределенная прибыль превратилась в убыток, означает, что компания намеренно завышала свои финансовые показатели, вероятно, для того, чтобы иметь доступ к новым кредитам», – рассуждает она. «[Исправленные] суммы очень большие для региональной авиакомпании», – говорит гендиректор Infomost Consulting Рыбак. «Какие-то активы были, видимо, неправомерно признаны как активы. Убрали из активов эту сумму, и появились прочие расходы, которые привели к убытку», – предположил аналитик крупной аудиторской компании, попросивший не называть его имени.

Чуть-чуть недодали

«Тулпар» был кредитором «Татарстана» – около миллиона они остались нам должны, «Ак барс аэро» рассчиталась за них и за себя – общий долг был около 9 млн руб., говорит представитель компании

У «Ак барс аэро» 44 кредитора с общими требованиями в 6,7 млрд руб., самые крупные – государственные: «Ак барс аэро» должна 3,1 млрд руб. учрежденному республиканским госхолдингом «Связьинвестнефтехим» ООО «Нетаф» (к нему раньше перешли долги АК «Татарстан» перед холдингом), 1 млрд руб. – Инвестиционно-венчурному фонду Татарстана, по данным реестра кредиторов. По небольшим долгам с частными компаниями АК «Татарстан» рассчитывалась (см. врез).

АК «Татарстан», а вслед за ней «Ак барс аэро» в Поволжье участвовали в льготной программе региональных перевозок (пассажир платит полцены, остальное перевозчику компенсируют федеральный и региональный бюджеты). «ЮВТ-авиа», которая получит сертификат эксплуатанта летом, включиться в программу в этом году не успеет, говорил «Ведомостям» ранее советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Но, в принципе, новая авиакомпания ориентирована именно на региональные перевозки, следует из сообщения правительства Татарстана (в начале года) о ее создании.

«Региональные перевозки сильно убыточны, но если региональные власти доплачивают, тогда жить можно, но недолго, потому что сегодня у властей деньги есть, а завтра нет», – говорит Рыбак. Бюджетные поступления в «Ак барс аэро» составили 1 млрд руб. за 2014 г., говорится в пояснениях к отчетности.

Представитель одного из поволжских авиаперевозчиков считает перспективы «ЮВТ-авиа» «туманными»: «Ничего не изменится с тем же менеджментом и подходом к бизнесу».

Завкафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского технологического университета Сергей Сергеев так прокомментировал назначение Трубаева гендиректором новой компании: «Это вопрос к правительству республики. Наверное, менеджмент авиакомпании эффективен с точки зрения тех, кем он назначен».