Туркмения заявила, что «Газпром» не платит за газ

Скорее всего, стороны расходятся в нынешней цене на туркменский газ для России, считают эксперты
Туркменистан заявил о неплатежеспособности «Газпрома»
Туркменистан заявил о неплатежеспособности «Газпрома» / Д. Абрамов / Ведомости

«Газпром» с начала 2015 г. не платит по своим долгам перед «Туркменгазом» за поставляемый газ, сообщил в среду правительственный портал Туркмении. Российская компания стала неплатежеспособной по своим контрактам купли-продажи газа в связи с продолжающимся кризисом и введенными против России санкциями, отмечается в сообщении

Представители «Газпрома» и «Туркменгаза» не ответили на запрос «Ведомостей». 

Представитель Минэнерго России отказалась от комментариев.

«Газпром» и Туркмения обмениваются взаимными претензиями на протяжении последнего года. Еще летом 2014 г. предправления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что концерн ежегодно сталкивается с недопоставкой среднеазиатского газа, что угрожает надежности снабжения южных регионов России. Миллер пообещал создать трубопроводные мощности, которые позволят заместить среднеазиатский газ российским. Необходимый газопровод был построен в конце октября 2014 г., сообщал «Интерфакс». А в начале февраля зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что компания в 2015 г. снизит закупки туркменского газа до 4 млрд куб. м с 11 млрд куб. м в 2014 г. Медведев подчеркивал, что снижение закупок газа в Туркмении осуществляется на «базе совместной договоренности». При этом он отмечал, что технологической необходимости в закупках больше нет, но они продолжатся «с учетом взаимоотношений с нашими соседями».

Через две недели на правительственном сайте Туркмении была опубликована статья замдиректора Института нефти и газа «Туркменгаза» Аннадурды Меретгельдиева. В ней он отмечал, что Россия в 2015 г. «в очередной раз необоснованно заявила о снижении закупаемых объемов туркменского газа», и «Газпром» «является нестабильным партнером».

Россия и Туркмения в 2003 г. подписали межправсоглашение о сотрудничестве в газовой сфере до 2028 г. Оно предполагает поставку в Россию до 70-80 млрд куб. м в год по газопроводу "Средняя Азия - Центр", а затем по трубе "Восток-Запад". В 2006-2008 гг. почти весь туркменский газ шел в Россию. Это 41-42 млрд куб. м в год. С 2009 г. поставки снизились до 11-12 млрд куб. м, а теперь до 4 млрд куб. м.

Причем Россия брала на себя обязательства инвестировать в Туркмении в газопровод "Восток-Запад" и Прикаспийский газопровод, но не выполнила эти обстоятельства, указывал Меретгельдиев. «Тем не менее туркменская сторона рассчитывает на продолжение долгосрочных партнерских отношений и восстановление ранее запланированных объемов газопоставок в Россию», - писал он. Туркмения к концу 2015 г. самостоятельно достроит газопровод "Восток-Запад", что позволит увеличить поставки.

Министр энергетики России Александр Новак в конце июня заявил, что Россия вновь может увеличить закупки туркменского газа, «если это будет экономически оправданно» (его слова передавал «Интерфакс»). Он, так же как и Медведев, подчеркивал, что «договоренности о снижении закупок взаимоприемлемы», ситуация устраивает обе стороны и у Туркмении к «Газпрому» претензий нет. 

«Газпром» снижает закупки в Туркмении, чтобы поддержать свою добычу в России, говорил Медведев. Кроме того, туркменский газ дорог, указывает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. По его оценке, «Газпром» в 2014 г. платил за туркменский газ около $275 за 1000 куб м. Сейчас вслед за снижением нефтяных котировок цена может снизиться в среднем по году до $150 за 1000 куб. м, отмечает он. Кроме снижения объемов Туркмения, возможно, недовольна снижением цены и хочет ее увеличить. Так уже было в 2009 г., когда из-за низких цен на нефть стали падать и цены на газ, но Туркмения с этим была не согласна, поэтому «Газпром» и снизил закупки, напоминает эксперт.