«Роснефть» увеличит добычу на 20% за пять лет

Госкомпания к 2020 году намерена добывать 300 млн т нефтяного эквивалента
«Роснефть» будет тратить деньги только на месторождения с легкоизвлекаемой нефтью/ Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

«Роснефть» сосредоточится на самых перспективных проектах, чтобы к 2020 г. вывести добычу на уровень 300 млн т нефтяного эквивалента. Обновленный бизнес-план был принят 9 июля, сообщила компания. В следующие пять лет «Роснефть» сделает упор на проектах, которые могут обеспечить максимальный прирост добычи нефти и газа. Это нефтяные месторождения «РН-Юганскнефтегаза», «Востсибнефтегаза», Ванкорского кластера и Уватской группы, а также газовые – «Роспан интернейшнл», «Сибнефтегаза» и «РН-Пурнефтегаза».

«Роснефть» корректирует политику в сторону максимизации добычи углеводородов на тех месторождениях, где можно получить наиболее быстрый результат, объяснил «Ведомостям» представитель госкомпании Михаил Леонтьев. Таким образом планируется максимально нарастить денежный поток и гарантировать финансовую устойчивость и выполнение обязательств в условиях существующих рисков, объясняет он. Это высокая ценовая волатильность, курсовые риски и новая налоговая ситуация, говорит Леонтьев. Но это не значит, что «Роснефть» откажется от остальных проектов. Компания будет развивать их только на условиях проектного финансирования, а не за счет собственных средств, объясняет он.

В 2014 г. добыча «Роснефти» составила 251 млн т нефтяного эквивалента. В этом году планируется добыть 252 млн т, рассказывал президент компании Игорь Сечин на годовом собрании акционеров в июне. Конкретных планов на ближайшие пять лет компания не объявляла. Год назад Сечин обещал к 2020 г. нарастить добычу на 30%, а к 2025 г. – на 25%.

В России мало нефти

Россия в 2016 г. сократит добычу нефти на 1% по сравнению с текущим годом, прогнозирует Международное энергетическое агентство. Оно отмечает, что новые проекты «Лукойла», «Роснефти» и «Газпром нефти» только частично компенсируют снижение на старых месторождениях.

Планы амбициозные, но осуществимые, правда, в основном за счет газовых проектов. Там добычу можно нарастить быстрее, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Ранее «Роснефть» сообщала о планах нарастить добычу газа к 2020 г. на 43 млрд куб. м до 100 млрд куб. м. «Роснефть» уже сейчас добывает порядка 260 млн т н. э. в год и если не возникнет каких-то экстраординарных ситуаций, вполне может нарастить добычу на 16% к 2020 г. даже без учета добычи на шельфе, согласен портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Добыча нефти пока падает, но в 2017 г. будут запущены новые месторождения, что даст резкий прирост, отмечает он.

Налоговый маневр сделал добычные проекты более доходными, нежели нефтепереработку. И в этих условиях стратегия «Роснефти» выглядит абсолютно логично, считает Полищук.

Вероятно, «Роснефть» планирует увеличить добычу, исходя из роста объема потребления в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, полагает гендиректор «Инфо-ТЭК терминала» Рустам Танкаев. За последние 10 лет потребление нефти в этих странах выросло вдвое и темпы прироста увеличиваются, объясняет он. В течение 5–7 лет импорт нефти и нефтепродуктов в Китае может вырасти втрое, а на рынке может сложиться дефицит, считает эксперт.

Но на два из заявленных в качестве приоритетов добычных проекта «Роснефть» просит деньги из ФНБ: это «Роспан» и Юрубчено-Тахомское нефтяное месторождение, которое разрабатывает «Востсибнефтегаз». Всего компании нужно 301 млрд руб. на пять проектов, сообщало Минэкономразвития. Вряд ли «Роснефть» сможет выполнить поставленные цели без поддержки государства, считает Вахрамеев. Свободный денежный поток «Роснефти» в этом и следующем году останется на уровне $3 млрд, а в этом и следующем году компании нужно погасить $15,5 млрд и $13,3 млрд соответственно по кредитам, напоминает он. В этих условиях нарастить инвестиции в добычу за счет собственных средств компания не сможет, заключает аналитик. ФНБ рассматривается только как один из источников рефинансирования, уточняет Леонтьев.