Аэропорты задерживают аренду за инфраструктуру

Операторам российских аэропортов не нравится механизм расчета арендных ставок на аэродромное имущество
Аэропорты не платят государству /М. Стулов

Некоторые российские аэропорты не заключили договоры за пользование аэродромной инфраструктурой или не платят за нее, заявило ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГАА). По закону аэродромное имущество – взлетно-посадочные полосы, коммуникации под ними – принадлежит государству, которое владеет ими через специальный ФГУП и сдает в аренду операторам аэропортов. Прежде аэропорты платили Росимуществу, в 2002 г. было создано ФГУП «АГАА», которое получило все аэродромы, оно же стало взимать аренду, объясняет гендиректор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Цена аренды и частота ее пересмотра зависят от исторических договоренностей между ФГУПом и аэропортами, говорит эксперт.

Какие аэропорты не заключили договоры аренды имущества, а какие заключили, но не оплачивают аренду, представитель ФГУП «АГАА» назвать отказался. Аренду не платят аэропорты Сочи, Нарьян-Мара, Омска, Астрахани, Екатеринбурга и Петрозаводска, пишет ТАСС со ссылкой на свои источники. В картотеке арбитражных дел есть данные о спорах между ФГУП «АГАА» и аэропортами. В конце января этого года ФГУП подал иск к аэропорту Сочи о взыскании 22,8 млн руб. «неосновательного обогащения», в начале апреля – к омскому аэропорту на 31,2 млн руб., в конце июня – к аэропорту Астрахани на 2,2 млн руб. Решений по этим делам еще нет.

Операторы объясняют неплатежи тем, что определение арендной платы непрозрачно и не привязано к коммерческой деятельности аэропортов, пишет ФГУП «АГАА». Между ФГУПом и аэропортом Сочи есть разногласия по поводу установления величины арендной платы, идет судебное разбирательство, рассказал представитель «Базэл аэро» (управляет аэропортом Сочи). Проведя сравнительную оценку, аэропорт обнаружил «необоснованное завышение арендной платы» в сравнении с другими аэропортами, уточнил представитель. Он говорит, что аэропорт Сочи сейчас платит аренду, опираясь на проведенный сравнительный анализ. Никаких конкретных цифр он не назвал. В 2014 г. расходы на обслуживание аэропорта Сочи составили 2,6 млрд руб., говорится в годовом отчете, но что включено в эту строку, не расшифровывается. Представитель «Базэл аэро» добавил, что часть объектов, переданных аэропорту в аренду, имеют дефекты и недостатки: «Из-за некачественно выполненных ФГУП «АГАА» работ по устройству водосточно-дренажной системы перрона аэропорт получил многомиллионный ущерб во время недавнего ливня в Сочи».

Максимальная ставка

100% - такую часть выручки от операций взлетов-посадок Минтранс предлагает платить аэропортам, которые зарабатывают на этом более 800 млн руб. в год

Есть вопросы по методике расчета арендной платы и у «Аэропортов регионов» (управляет аэропортом «Кольцово» в Екатеринбурге), рассказал представитель холдинга. От дополнительных комментариев он отказался.

ФГУП «АГАА» предлагает перейти к единому принципу расчета ставки. Механизм разработал Минтранс: он предлагает считать ставку, исходя из выручки аэропорта за взлеты и посадки. Ставка будет дифференцированной. Минимальная плата – 5% от выручки за взлеты и посадки – будет взиматься с аэропортов, которые зарабатывают на этом меньше 20 млн руб. (см. врез). Единая методика для всех – это хорошая идея, говорит представитель «Аэропортов регионов».