Статья опубликована в № 3875 от 17.07.2015 под заголовком: Отгрузили против рынка

Табачная компания Philip Morris увеличила отгрузки в первом полугодии 2015 года на фоне падения рынка

Драйвером роста стал нижний ценовой сегмент

Табачный производитель Philip Morris International (PMI) увеличил отгрузки сигарет в России в первом полугодии 2015 г. на 3,9% год к году до 42,1 млрд шт., сообщила компания. Ее доля на российском рынке по результатам шести месяцев выросла на 0.8 п. п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 27,6%, приводит PMI данные Nielsen. C конца прошлого года доля осталась неизменной.

На фоне ослабления экономики потребители все чаще выбирают более дешевую продукцию, говорит вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко. Так, у PMI, по его словам, особенно активно росли продажи недорогих брендов (например, Bond Street и Next), а также премиального бренда Parliament.

По результатам пяти месяцев 2015 г. доля рынка немного выросла только у British American Tobacco (BAT) – на 0,1 п. п. год к году до 21,5% в натуральном выражении, свидетельствуют данные Nielsen, предоставленные одним из табачных производителей. По этим данным, Japan Tobacco International (JTI) c прошлого года потеряла почти 1,2 п. п., доля компании составила 33,7%.

Представители российских подразделений BAT и JTI отказались комментировать изменение своих долей на рынке; представитель Nielsen заявил, что не раскрывает таких данных.

Отгрузки и доля PMI росли на падающем рынке: во II квартале 2015 г. легальный рынок сигарет в России сократился на 4,2% год к году до 77,2 млрд шт., говорит Слипченко.

За полгода легальный табачный рынок в стране сократился на 6,5%, отмечает Слипченко. Причины падения, по его словам, все те же: рост цен из-за повышения ставок акцизного налога и снижающаяся покупательная способность населения.

В 2014 г. рынок упал на 9,2%, по данным Nielsen. При этом доля нелегального рынка табака растет – за 2014 г., по данным TNS, доля нелегального сектора выросла с 0,3 до 0,9%.

Крупнейшие табачные компании объясняли ранее рост нелегального рынка поставками сигарет, акциз с которых уплачен в странах Таможенного союза – Белоруссии и Казахстане. Но так как рост цен начал замедляться в этом году, то и нелегальный рынок должен перестать наращивать долю, считает Антон Воронов, гендиректор компании «Табачный капитан».

По сравнению с прошлым годом с начала 2015 г. падение на рынке замедлилось, но восстановления продаж на рынке не ощущается, говорит Воронов. Он не ждет восстановления и в ближайшее время – не столько из-за экономической ситуации, сколько из-за антитабачных инициатив: в результате люди стали меньше курить.

За прошлый год доля курящих в России сократилась на 2 п. п. до 23%, по данным экспертов Synovate Comcon. По итогам второго полугодия 2014 г. в России курят 35% мужчин и 13% женщин, оценивали аналитики. При этом 37% из них пытаются бросить, говорится в исследовании.

Легальный рынок сигарет в России в 2015 г. сократится на 9–12%, прогнозировал вице-президент по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI Сергей Киселев в мае. Прогноз PMI в конце 2014 г. был более оптимистичным: снижение рынка за весь 2015 год может составить 8–10%.