На поддержку автопрома может быть выделено еще 7 млрд рублей

Это позволит избежать слишком сильного падения рынка, надеется Минпромторг
Государство пытается поддержать все сегменты автомобильного рынка/ А. Махонин/ Ведомости

На продолжение госпрограммы обновления автомобильного парка в 2015 г. может быть направлено еще 5 млрд руб., рассказал «Ведомостям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Это предварительное решение, пояснил он. В рамках этой программы государство компенсирует скидки, предоставляемые автоконцернами на новые машины при сдаче старых автомобилей в утилизацию или по схеме trade-in. С января по 19 июля по программе было продано 186 047 автомобилей, по данным Минпромторга.

С начала 2015 г. на программу обновления выделено 15 млрд руб. Эти деньги будут выбраны до конца июля, но дополнительной суммы в 5 млрд руб. будет достаточно для пяти оставшихся месяцев, надеется Мантуров. Процентные ставки снижаются – это должно поддержать спрос, объясняет он. Уже в конце года может начаться постепенное восстановление рынка, говорил министр.

Кроме того, предварительно решено, что финансирование еще одного инструмента поддержки отрасли – программы льготного автолизинга – увеличится на 1 млрд руб. (до 3,5 млрд руб.), продолжает Мантуров. По ней с 1 апреля по 19 июля продано 9344 автомобиля.

Еще 1 млрд руб. планируется направить на дополнительное субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями автопрома для своих инвестиционных проектов, говорит Мантуров. «С учетом того что процентные ставки были подняты, компании не вписываются в параметры проектов, которые они начинали еще в 2009–2012 гг. Поэтому мы пошли им навстречу на этапе пока высоких процентных ставок», – объяснил он. Сказалось и увеличение числа участников программы, добавляет сотрудник одного из автозаводов.

Государство поддерживает автопром в условиях сокращающегося рынка. В 2014 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 10,3%, в первом полугодии 2015 г. – на 36,4%, по данным АЕБ. В первом полугодии помимо программ обновления парка, льготного автолизинга, льготного автокредитования и субсидирования закупки регионами газомоторной техники государство выделило также 10 млрд руб. на закупки автомобилей госструктурами.

Эта программа не получит дополнительного финансирования. «Процедуры закупок таковы, что, даже если выделить средства в октябре, они не будут до конца освоены», – комментирует Мантуров. К тому же производство и продажи автобусов в первом полугодии росли – на 3,7 и 12,5% соответственно. Мантуров ждет роста и во втором полугодии – за счет реализации уже подписанных или подписываемых контрактов в рамках программ закупки машин госструктурами, а регионами – газомоторной техники. «Надеюсь, что тех мер поддержки, которые мы сегодня сформировали, достаточно», – резюмирует министр.

Срок службы

Средний срок владения новым автомобилем, купленным в России, – 4,7 года, подсчитал «Автостат». Владельцы Lada эксплуатируют свои машины в среднем 5,9 года. Среди массовых иномарок дольше всего эксплуатируют бренды Daewoo, Honda, Suzuki, Subaru, Mitsubishi (4,9–5,1 года). Владельцы автомобилей премиальных марок меняют их чаще: например, средний срок владения Mercedes, BMW, Audi – 2,5–3,1 года.

Автоконцерны переживали, что меры поддержки вообще не будут продлены, рассказывали «Ведомостям» сотрудники многих из них. Господдержка позволяет им держаться на плаву.

Например, у «АвтоВАЗа», по словам его представителя, более трети продаж Lada в России за первые пять месяцев пришлось на программу обновления автопарка: «Помогает и субсидирование лизинга, поскольку наш фургон Lada Largus – один из лидеров российского рынка коммерческих автомобилей. Подобные меры позволяют покупателям меньше чувствовать влияние сложной экономической ситуации на свой бюджет».

Продолжение программ будет «правильным решением», комментирует представитель «Камаза»: «По итогам года ожидается сокращение рынка, а его поддержка позволит снизить глубину падения». Он выделяет поддержку инвестиционных кредитов: «Камаз» реализует масштабный проект модернизации производства и модельного ряда, и подобные меры поддержки облегчат поиск финансовых ресурсов».

«Без поддержки ситуация на автомобильном рынке была бы гораздо драматичнее – цены из-за девальвации рубля выросли бы больше, а рынок сократился бы сильнее», – соглашается представитель Renault.

Госпрограммы, как и в первом полугодии, должны поддержать автомобильный рынок, но к развороту тренда не приведут, пока не восстановится спрос, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «Такой разворот мы увидим в 2016 г.», – прогнозирует он. Это произойдет из-за низкой базы, восстановления экономики и потребительского спроса, кроме того, люди будут менять машины, которые они купили примерно пять лет назад (см. врез), когда рынок рос, объясняет Беспалов.