Статья опубликована в № 3884 от 30.07.2015 под заголовком: ФАС расширяет нефтяную биржу

ФАС требует от нефтяников больше бензина продавать на бирже

Это, по мнению чиновников, поможет сбалансировать предложение и спрос на топливо и избежать скачков цен
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

ФАС продолжает предпринимать шаги для сдерживания роста цен на бензин. Недавно служба пригрозила нефтяным компаниям возбуждением административных дел, в случае если они продолжат ограничивать мелкооптовые поставки независимым трейдерам. Теперь ФАС предлагает увеличить объемы торгов на бирже, где пока компании обязаны продавать 10% бензина и 5% дизельного топлива, об этом вчера рассказал начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин (цитата по «Интерфаксу»). В прошлом году компании продавали на бирже 18% нефтепродуктов, а в июне – июле этого года объем продаж упал на 4%, объяснил «Ведомостям» Махонин. Фактически они перевыполняют норматив, установленный приказом ФАС и Минэнерго, но этого недостаточно. Продажи должны вырасти ровно настолько, чтобы удовлетворить спрос, но точный объем пока не определен, рассказывает Махонин. В худшие дни дефицит на бирже превышает весь объем торгов, уточняет директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Например, 28 июля «Роснефть» продала 120 т бензина марки Аи-92 с Ангарской НХК, а в конце дня спрос на него по цене на уровне заключенной сделки все еще составлял 240 т, рассказывает он.

Как именно нужно увеличить предложение, ФАС не решила. Обсуждается несколько вариантов: просто увеличение ставки, введение гибкой ставки – например, летом будет больше, зимой меньше, рассказал Махонин. По его словам, рынок очень чувствителен даже к незначительному объему предложения на бирже, особенно «во время ремонтов НПЗ и других факторов». Увеличив предложение, ФАС надеется сбалансировать спрос и предложение и не допустить резкого роста цен в высокий сезон, объясняет чиновник.

В июне прошлого года на Санкт-Петербургской международной сырьевой бирже было продано 485 100 т бензинов Аи-92 и Аи-95, в июле 2014 г. – 469 300 т, в июне этого года – 523 760 т, данных за июль пока нет. Компании уменьшают биржевые продажи в высокий сезон, так как им нужен бензин на собственной сбытовой сети, средняя маржа на рознице, как правило, составляет 15%, объясняет Турукалов. Введение плавающего норматива позволит избежать большой волатильности цен, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. До сих пор компании могли сокращать мелкооптовые продажи, создавая ажиотаж на бирже: цены иногда росли на 20–30% в течение месяца, напоминает он. Дополнительные объемы компании могут поставить на биржу за счет планирования ремонтов, создания запасов и т. д., говорит Аркуша. Теоретически, если компании не будут больше производить, объемы, которые необходимо дополнительно продать на бирже, они будут там же и покупать, разгоняя цены, говорит Турукалов. Чтобы этого избежать, можно не учитывать объемы, которые компании продают друг другу и своим сбытовым предприятиям, как обязательные продажи на бирже по совместному приказу Минэнерго и ФАС, говорит эксперт.

«Роснефть» поддерживает предложение ФАС. Компания уже сверхпланово увеличила продажи на бирже и предпринимает максимальные усилия для стабилизации цен, говорит представитель «Роснефти». «Газпром нефть» в первом полугодии продала на биржевых торгах на 7% бензина больше, чем в первом полугодии 2014 г., это 13% от производства, в июле продажи также вырастут, уверяет представитель компании. «Башнефть» также увеличила долю биржевых продаж бензинов с 14% в первом полугодии 2014 г. до 17% в этом году, говорит ее представитель. Представители «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы.

На маржинальность бизнеса нефтяных компаний увеличение продаж на бирже не отразится, так как обсуждаемые объемы невелики в масштабах их бизнеса, считает Турукалов. В Минэнерго предложение ФАС пока не поступало, говорит представитель министерства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more