В Татарстане появится комплекс по сжижению природного газа мощностью до 200 000 т в год

Его к 2030 году построит «Газпром газомоторное топливо»
«Газпром газомоторное топливо» хочет перевести автотранспорт Татарстана на сжиженный природный газ/ ООО «Газпром газомоторное топливо»

Проект строительства был представлен 6 августа врио президента Татарстана Рустаму Минниханову, сообщает пресс-служба президента. Комплекс на территории индустриального парка «Чистополь» будут возводить до 2030 г. с поэтапным наращиванием мощности до 200 000 т сжиженного природного газа (СПГ) в год. Также должна быть создана сеть из 13 заправок. Согласно проекту Татарстан станет первым регионом России, в котором появится комплексная производственно-сбытовая инфраструктура на основе СПГ.

О чем договорились

В июне 2013 г. «Газпром», «Газпром газомоторное топливо» и Татарстан заключили трехстороннее соглашение по развитию рынка газомоторного топлива в республике, напоминает пресс-служба компании «Газпром газомоторное топливо». Оно предполагает несколько направлений. Первое – строительство газозаправочных станций АГНКС (реализуют компримированный (сжатый) природный газ). Число АГНКС в Татарстане в этом году увеличится с 10 до 14. Второе направление – реализация некомпримированного сжиженного природного газа, который увеличивает запас хода автомобиля в два раза. В феврале «Газпром газомоторное топливо» подписала с правительством Татарстана дорожную карту. Было разработано технико-экономическое обоснование проекта (мощность и этапы строительства завода, число АЗС). Осталось перейти к реализации, отметили в пресс-службе.

По прогнозам инициаторов проекта, к 2030 г. в республике СПГ как топливо будут использовать 16 000 единиц техники (в основном автомобильный транспорт) и его потребление составит 197 000 т в год. Расчет стоимости проекта в «Газпром моторное топливо» обещают подготовить к сентябрю; эксперты затруднились определить сумму, так как подобных комплексов в России до сих пор не существует.

Иван Бончев, управляющий партнер EURussia Partners, называет планы «реалистичными». По мнению Бончева, основной двигатель дальнейшего развития – наличие заправочной инфраструктуры. Причем сеть АЗС географически должна охватить как можно больше потребителей: «Пока в Татарстане и других регионах техника, работающая на таком топливе, может столкнуться с проблемой свободного передвижения – негде будет заправиться, чтобы ехать дальше». Бончев отмечает, что если предпринимаются конкретные шаги по построению такой сети, то «шансы достичь заявленных показателей высоки». Андрей Рожков, старший аналитик ИФК «Метрополь», также говорит, что планы выглядят достижимыми, а успешность проекта напрямую зависит от того, насколько быстро будет создана инфраструктура. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что газ как моторное топливо в лучшем случае используют 5–10% автомобилей в стране с учетом коммерческого транспорта и не стоит ожидать увеличения его потребления, пока «государство не проведет кампанию, объясняющую пользу газобаллонного оборудования и экономически не простимулирует его установку, а нефтяные и газовые компании не начнут создавать соответствующую инфраструктуру в масштабах всей страны». Цена на газ, как и цена на бензин и дизтопливо, постоянно растет, напоминает он.