Казахстан закрыл въезд порожним вагонам из Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии

Российские операторы боятся, что это затронет и их
Запрета на въезд порожних вагонов из России нет, но российские железнодорожные операторы полагают, что запрет затронет и их вагоны/ Е. Разумный/ Ведомости

Казахстанские железные дороги» (КТЖ) с 10 августа ввели запрет на въезд порожних полувагонов с территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении, говорится в телеграмме КТЖ (копия телеграммы есть у «Ведомостей»). Ограничение действует до его отмены, отмечается в документе.

Запрета на въезд вагонов из России нет, но российские железнодорожные операторы полагают, что запрет затронет и их вагоны, говорится в письме Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, некоммерческое партнерство, объединяющее крупнейших российских операторов). Свое письмо 11 августа они отправили исполняющему обязанности руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Владимиру Чепцу (копия письма есть у «Ведомостей»). Операторы просят Росжелдор обратиться к казахстанским коллегам, чтобы Казахстан разрешил порожним вагонам российских владельцев пересекать его границу с территории стран, в отношении которых введены ограничения.

СОЖТ указывает, что ограничения, введенные КТЖ, противоречат соглашению о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС). По нему поставщики из стран ЕЭС должны иметь такие же условия работы, что и национальные компании.

Запрет на въезд порожних вагонов в Казахстан из других стран понятен, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Казахстан, как и Россия, столкнулся со снижением погрузки и профицитом вагонов, отмечает он. Российские операторы вытесняют казахстанских, забирая часть экспортного груза, вывозя его в своих порожних вагонах, продолжает Бурмистров.

Погрузка КТЖ в 2014 г. снизилась на 3,2% до 247,1 млн т (это 17,5% от погрузки на сети РЖД по итогам 2014 г.), грузооборот – на 6,4% до 216,5 млрд тонно-километров.

Ограничения со стороны КТЖ, по мнению Бурмистрова, ощутимы для Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит РЖД) и «Нефтетранссервиса» (принадлежит братьям Аминовым).

Основной игрок на казахстанском рынке – государственная «Казтемиртранс». Оператор получил по итогам 2014 г. убыток в 39 млн тенге (13,2 млн руб.), говорится в отчете компании за 2014 г. ПГК в 2014 г. зарегистрировала в Казахстане «дочку». Представители ПГК и ФГК на вопросы «Ведомостей» не ответили. С их коллегой из «Нефтетранссервиса» связаться не удалось.