Правительство может разрешить продавать авиабилеты без чека

Сейчас есть случаи, когда ФНС требует от агентств использовать кассовый аппарат и специальный счет
Продажа авиабилетов может стать еще более простой, чем сейчас/ М. Стулов/ Ведомости

Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минфину, ФНС и Минтрансу проанализировать законодательство в области продажи авиабилетов агентами и при необходимости изменить его – подготовить проекты актов, которые узаконят продажу билетов за наличные и по картам без использования кассовых аппаратов и специального счета. Доклад в правительство должен быть представлен до 1 сентября. Об этом сообщил представитель Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Такое поручение было дано, подтвердила представитель Дворковича Алия Самигуллина, представители ведомств оперативно не ответили на запросы.

Агентства – уполномоченные авиакомпаниями организации, которые продают как электронные, так и бумажные билеты. Например, у «Аэрофлота» в 2014 г. 22,4% продаж пришлось на официальных агентов, говорилось в его презентации.

Сейчас в работе агентств существует юридическая коллизия. Агенты, продавая авиабилеты, руководствуются нормативными актами Минтранса. По ним расчеты могут осуществляться без использования контрольно-кассовой техники. Но, как написал президент АЭВТ Виктор Тасун 31 июля Дворковичу, агенты сообщали о случаях, когда ФНС применяла к ним требования как к платежным агентам. Налоговые органы предъявляют к уполномоченным агентствам требования использовать кассовые аппараты и зачислять полученную от покупателей оплату на специальные счета, пишет Тасун. Но проблема в том, что использование денег с этих счетов ограничено. «Использование специального счета для расчетов с населением существенным образом ограничивает потребителя в его праве на получение от уполномоченного агента уплаченных за перевозку денежных сумм при добровольном или вынужденном расторжении/изменении договора воздушной перевозки», – объясняется в письме Тасуна. По данным АЭВТ, Минтранс еще в конце апреля просил ФНС не применять закон о платежных агентах к продавцам билетов, однако ФНС решение не приняла.

Юридическая коллизия действительно существует, говорит директор агентства «Связной трэвел» Алексей Дорош. «Но законодательная необходимость выбивать чеки при продаже авиабилетов через агентства де-факто отпала несколько лет назад с вводом на территории России понятия «электронный билет», – объясняет он. Сейчас чек заменяет так называемая длинная запись – это расширенная версия данных о финансовой транзакции, которую хранит банк, объясняет Дорош.

Послабления для авиации

Минтранс и «Аэрофлот» предлагали обнулить НДС на внутренние перевозки (НДС в итоге был снижен до 10% с 18% начиная с июля), компании предлагали отменить запрет на перебронирование (законопроект об этом был подготовлен), обязать чиновников летать в командировки отечественными компаниями (проект указа об этом подготовил Минтруд), узаконить «мокрый» лизинг воздушных судов и др.

Быть платежным агентом достаточно хлопотно: помимо банковского счета нужно иметь определенную организацию документооборота, говорит управляющий партнер компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Банки берут определенную сумму за открытие специального счета. Кроме того, если платежный агент проводит деньги по нему, банк должен по закону обеспечить им особый контроль. Свои затраты на это он также перекладывает на платежного агента, перечисляет Щекин. Ответственность за неиспользование специального банковского счета – штраф 4000–5000 руб. на должностных лиц, 40 000–50 000 руб. на юрлиц.

Агенты авиакомпаний – это не платежные агенты по своему смыслу, объясняет партнер. Платежные агенты перечисляют деньги по поручению физлица, а агент – поверенный юрлица, авиакомпании. Правда, отмечает Щекин, практика разная даже на уровне Верховного суда: кого-то из агентов авиакомпаний признают платежным агентом, а кого-то – нет.

Дорош не знаком со случаями претензий ФНС к агентствам. Но несмотря на это, он считает, что приведение законодательства в соответствие с практикой – хороший знак. В частности, это ликвидирует возможность для потенциальных злоупотреблений. При этом в сфере онлайн-торговли билетами остаются другие законодательные белые пятна – например, порядок расчета НДС для международных рейсов, состоящих из нескольких сегментов, говорит собеседник «Ведомостей».