РЖД планирует модернизировать пути для утяжеленных поездов

На это потребуются собственные и государственные деньги
РЖД в обновленной программе не указывает, сколько денег нужно на реализацию программы/ М. Стулов/ Ведомости

РЖД пересмотрела программу развития тяжеловесного движения до 2020 г. и направила ее в Минтранс (копия программы есть у «Ведомостей»). Она предполагает увеличение массы поезда с нынешних 6000 т до 7100 и 9000 т, чтобы вывезти около 120 млн т грузов. Для этого нужно обновить более 22 км путей и закупить на 195 локомотивов больше, чем планировала монополия. Основные направления, где нужно создавать тяжеловесное движение, – к портам Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока.

Цель программы тяжеловесного движения – повышение пропускной способности на тех участках, где растет грузопоток. Это особенно актуально с учетом ограниченности ресурсов РЖД на масштабное расширение инфраструктуры, подчеркивается в программе. Увеличение массы поезда достигается благодаря использованию вагонов с повышенной грузоподъемностью (25 и 27 т на ось) и увеличению числа вагонов в составе. Нововведение поможет вывезти к портам уголь, нефтяные грузы и удобрения (см. график). Несмотря на падение погрузки в целом, перевозки этих грузов растут. Перевозки угля в январе – июле этого года выросли на 2,7% до 180 млн т, удобрений – на 1,8% до 29,8 млн т. Меньше стало только нефтяных грузов – на 0,6% (за семь месяцев перевезено 148 млн т). РЖД подчеркивает, что реализация программы тяжеловесного движения позволит ей перевезти дополнительные 11 млн т угля из Кузбасса к дальневосточным портам (программа развития БАМа и Транссиба была рассчитана на перевозку 55 млн т угля, а не 66 млн, как получилось при пересчете грузовой базы).

РЖД в обновленной программе не указывает, сколько денег нужно на реализацию программы, отмечая лишь, что инвестиции будут уточняться по мере реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. Источники финансирования – собственные средства РЖД и бюджет. Представитель РЖД размер инвестиций не раскрыл. Но основные меры, необходимые для развития тяжеловесного движения, РЖД описывала в инвестпрограмме на 2015–2017 гг. Это развитие подходов к порту Усть-Луга (участок Мга – Гатчина – Вейнмарн – Ивангород) стоимостью 39,4 млрд руб. до 2017 г., развитие участка Тобольск – Сургут – Коротчаево стоимостью 25 млрд руб., развитие инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна стоимостью 104,6 млрд руб., а также первый этап развития БАМа и Транссиба стоимостью 466,9 млрд руб. В предыдущем варианте (от 2014 г.) вся программа с учетом этих же участков оценивалась в 677 млрд руб.

РЖД в обновленной версии документа указывает, что ей нужны дополнительные локомотивы – для поездов массой 9000 т. При максимальном количестве пар поездов в сутки (12) монополии нужно будет еще 195 локомотивов (см. график). Сколько это стоит, монополия не раскрывает. В 2015–2017 гг. на закупку 1508 локомотивов монополия планирует потратить 214 млрд руб. Таким образом, дополнительные 195 могут обойтись ей минимум в 30 млрд руб.

Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших железнодорожных операторов) в отзыве на программу развития тяжеловесного движения отмечает, что она не предполагает частных инвестиций, «которые, например, могли бы быть привлечены за счет либерализации рынка тяги». Это, по мнению СОЖТ, помогло бы снизить финансовую нагрузку на бюджет. Свою позицию партнерство изложило в письме замминистра транспорта Алексею Цыденову 5 августа.

Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что при существующей тарифной системе инвестиции в тяжеловесное движение не окупятся – программа заточена под перевозки низкодоходного угля.