Бизнес
Бесплатный
Мария Киселева
Статья опубликована в № 3902 от 25.08.2015 под заголовком: Курорты помогли авиаторам

Российские авиакомпании восстановили пассажиропоток

Этому способствовала растущая популярность внутреннего туризма

Впервые с начала 2015 г. накопленный за семь месяцев суммарный пассажиропоток российских авиакомпаний сравнялся с прошлогодним. По данным Росавиации, за январь – июль этого года пассажиропоток остался таким же, как в прошлом году (рост на 0,01%, см. график). Внутренними рейсами летали 29,2 млн человек (55,6% от общего пассажиропотока), за рубеж – 23,3 млн человек. Причем перевозки по России выросли на 14,6%, а за границу – снизились на 13,8%.

Увеличение суммарного пассажиропотока помесячно началось еще в мае, напоминает представитель Росавиации. Однако низкие показатели зимних и первых весенних месяцев авиакомпании смогли компенсировать только сейчас. «Курортные направления дали значительную прибавку пассажиропотоку», – говорит представитель Росавиации. Рост количества внутренних пассажиров в аэропортах российского юга и Крыма ярко виден по показателям аэропортов. За семь месяцев года аэропорт Сочи обслужил 2,2 млн человек – это на 33% больше пассажиров внутренних рейсов, чем в прошлом, олимпийском, году. Для сравнения: пассажиропоток крупнейшего аэропорта России – «Шереметьево» – за этот период не изменился, пассажиропоток «Домодедово» за этот период снизился на 7,3% по сравнению с прошлым годом.

Дело не просто в увеличении спроса на курортные направления (в первую очередь Симферополь и Сочи), отмечает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Из-за резкого смещения приоритета в пользу внутренних направлений резко увеличилась сезонность перевозок. «Если раньше зимой был спрос на полеты, например, в Таиланд или Доминиканскую республику, то в Сочи и Крым люди не летают зимой, соответственно, спрос переносится на летние месяцы».

Из-за ослабления рубля путешествовать за границу стало дорого, многие сокращают число путешествий до одного-двух в год. Но благодаря субсидированию перевозок по России авиация отбирает пассажиров у железных дорог и привлекает тех, кто прежде не летал, отмечает Крамаренко. Услугами РЖД за семь месяцев воспользовались на 6% меньше людей, чем год назад, – 55,7 млн человек. Однако новых пассажиров меньше, чем тех, кто перестал летать. Кроме того, потенциал расширения рынка за счет железной дороги почти исчерпан, считает Крамаренко.

Ослабление рубля напрямую влияет на цену билетов иностранных авиакомпаний и билетов за границу у российских перевозчиков. В международной клиринговой системе BSP каждую неделю устанавливается новый курс национальной валюты по отношению к евро и доллару. Он меняется в ночь со вторника на среду на актуальный курс ЦБ – округленный на 50 коп. в большую сторону. Авиакомпании загружают тарифы в систему BSP в национальной валюте, объясняет гендиректор Ozon Travel Дмитрий Яковлев. Через евро и доллар ведется пересчет между контрагентами, которые работают с разными валютами: если валюта тарифа совпадает с валютой расчета, никаких манипуляций с пересчетом не производится. Таким образом, внутренний курс валют в BSP влияет на рублевую цену билетов иностранных перевозчиков и международных рейсов российских авиакомпаний. На внутренних рейсах в подавляющем большинстве случаев российские авиакомпании устанавливают тарифы в рублях, отмечает Яковлев. По его наблюдениям, для международных рейсов прослеживается корреляция между курсом евро и повышением стоимости билетов. Стоимость билетов на международные рейсы не привязана напрямую к величине курса евро, утверждает представитель «Аэрофлота»: «Цена на билет – это очень гибкий показатель и зависит от множества факторов, в первую очередь – от спроса на направление».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать