Поставщик канцелярских товаров «Живой офис» сокращает расходы

Проблемы компании, которая провела IPO в 2013 году, начались еще до кризиса, считает эксперт
В кризис компании сокращают расходы на товары для офиса /Pixabay

Поставщик товаров для офиса ОАО «Живой офис» оценил свою способность продолжать деятельность, следует из неаудированной консолидированной отчетности за первое полугодие 2015 г. Компания проводила эту оценку в связи с ухудшением ключевых операционных показателей по сравнению с предыдущими периодами, говорится в ее материалах. Выручка «Живого офиса» в первом полугодии 2015 г. выросла на 13,9% до 543,6 млн руб., убыток составил 37,9 млн руб. против прибыли в 2 млн руб. в прошлом году. В структуре доходов больше всего занимает бумага (42,4%) и товары для офиса (19,3%). Дебиторская задолженность выросла на 55% до 1,01 млрд руб., кредиторская – более чем в полтора раза до 420 млн руб.

В итоге было принято решение продолжить деятельность, но внести в нее изменения – реструктурировать клиентскую базу, строить отношения с дебиторами на условии рассрочки платежа не более чем на 30 дней, найти альтернативные источники финансирования (рассматривается, в частности, возможность использования факторинговых услуг). Возникли проблемы с финансированием, некоторые кредитные договоры расторгнуты, говорится в отчетности. По данным отчетности компании, на 30 июня 2015 г. «Живой офис» имеет два кредита в банке «Финам» на общую сумму 149,36 млн руб. и три кредита в Фондсервисбанке на общую сумму 97,1 млн руб. На 31 декабря 2014 г. у «Живого офиса» был еще один кредит в Фондсервисбанке – на 19,7 млн руб., следует из отчетности.

Конец графики

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в июле признал банкротом «Референт-бюро» (управляет сетью магазинов канцелярских товаров «Графика-М») и открыл в компании конкурсное производство. На рассмотрении у суда находятся требования кредиторов на 390 млн руб.

Снизились объемы заказов, этому послужили в том числе и общеэкономические трудности, затронувшие контрагентов, клиентов компании, говорится в материалах компании. «Живой офис» в первом полугодии не предоставлял вознаграждение покупателю за объемы продаж, хотя в 2014 г. на эти цели было выделено 6,2 млн руб. В прошлом году компания потратила на рекламу 23 млн руб., в первом полугодии 2015 г. – 274 000 руб. Представители «Живого офиса» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Из-за кризиса компании сокращают издержки, в том числе и на канцелярские товары, говорит источник в одном из крупных клиентов «Живого офиса». В этом году пришлось перейти на более дешевые канцелярские товары и сократить объемы закупок, признается сотрудник госучреждения.

В мае 2015 г. ООО «Монблан» подало банкротный иск к дочерней компании «Живого офиса» – ООО «Спенс». В ней введено наблюдение, в реестр кредиторов включены требования на 1,06 млн руб., говорится на сайте Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти.

В июле 2013 г. «Живой офис» провел IPO в секторе «Рынок инноваций и инвестиций» на Московской бирже и продал 4 млн акций за 516 млн руб. Позже компания выкупила более 1,08 млн акций обратно. При IPO у компании были амбициозные планы, но «Живой офис» не выполнил тех обещаний, которые дал тогда инвесторам, говорит руководитель аналитической службы ИК «Доходъ» Всеволод Лобов. «Доходъ» был одним из андеррайтеров – соорганизаторов выпуска. В 2014 г. компания ожидала выручку в 3,3 млрд руб. и чистую прибыль в 130,7 млн руб. и собиралась выплатить в виде дивидендов 13 млн руб., говорится в материалах к IPO. Привлеченные от размещения средства пошли на логистику, но компания не создала оборота, чтобы поддерживать бизнес, говорит Лобов. Кризис был вторичен для компании, он только усугубил ее положение, считает он.