Статья опубликована в № 3925 от 25.09.2015 под заголовком: ФГК агент не нужен

ФГК заберет обратно отданные в управление РЖД вагоны

У монополии не получилось управлять ими эффективно. Не все заявки грузоотправителей выполнялись

РЖД может вернуть вагоны «дочке» – Федеральной грузовой компании (ФГК), рассказали «Ведомостям» четыре источника, близкие к компаниям и их клиентам. По словам одного из них, это инициатива гендиректора ФГК Виталия Евдокименко, он написал об этом президенту РЖД Олегу Белозерову. Но представитель ФГК опровергает факт отправки такого письма, нет у него информации и о переговорах с РЖД по поводу возврата вагонов. Представитель РЖД от комментариев отказался.

ФГК передала 100 000 своих полувагонов (74% всего парка) в управление структуре РЖД Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) в середине июля. Договор действует до конца 2016 г. ЦФТО как агент получит в качестве вознаграждения 1% без НДС от «объема продаж», но не более 1 млрд руб. ЦФТО берет на себя и коммерческие функции.

РЖД и ФГК рассчитывали, что агентский договор повысит эффективность работы полувагонов и сократит издержки ФГК на порожний пробег (самая затратная часть расходов компании). Но получилось обратное: в августе часть клиентов ФГК не была полностью обеспечена вагонами, рассказывают два источника, близкие к компаниям-грузоотправителям. По данным ЦФТО (есть в распоряжении «Ведомостей»), например, на Западно-Сибирской железной дороге заявки клиентов ФГК в августе выполнялись на 30–70%. Это и стало основным аргументом руководителя ФГК в диалоге с РЖД о возврате полувагонов, рассказывает один из собеседников. Основная причина снижения эффективности работы – недостаточность компетенций для этого у ЦФТО, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Нужно было синхронизировать передачу вагонов с переходом коммерческой службы ФГК в ЦФТО, но этого сделано не было, заключает он.

Основные контрагенты «дочки» РЖД – «Мечел», СУЭК, «Кузбассразрезуголь», холдинг СДС. Представители «Мечела» и СУЭК от комментариев отказались. Их коллеги из СДС и «Кузбассразрезугля» на вопросы не ответили.

Объяснить выгоду РЖД и ФГК от агентской схемы просили чиновники Минэкономразвития, говорит источник, близкий к министерству. РЖД ответила, что этот договор «позволит увеличить доходность перевозок», не вдаваясь в подробности.

Это не первая попытка РЖД управлять парком ФГК. В начале прошлого года «дочка» монополии также передавала свои полувагоны в управление РЖД, но в конце года вернула их – другие операторы не последовали примеру. РЖД нужно 200 000–300 000 вагонов для создания «эффекта масштаба», говорил Евдокименко в интервью «Ведомостям» весной. За счет этого монополия «могла бы оптимизировать логистику – вагоны стали бы обезличенными и сократились бы затраты на порожний пробег всех операторов», пояснял он.