Росрыболовство хочет само регулировать восстановление рыбных запасов

Ежегодный бюджет этих мероприятий – 1,5–2 млрд рублей
Росрыболовство хочет получить доступ к деньгам компаний/ М. Стулов/ Ведомости

Росрыболовство хочет самостоятельно распоряжаться средствами, которые выплачивают промышленные предприятия для компенсации ущерба, наносимого водным биоресурсам. Служба готовит соответствующий законопроект и предлагает создать подведомственный фонд, который займется вопросами компенсаций, рассказал замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Предполагается, что закон будет принят в 2016 г. и вступит в действие в 2017 г., уточнил он.

Существующий порядок предполагает: при согласовании с Росрыболовством строительства промышленных объектов служба определяет размер ущерба, а его компенсацией компании занимаются самостоятельно. В частности, они договариваются со сторонними предприятиями, которые занимаются выращиванием рыбы, которая выпускается в естественную среду для восстановления популяции. В итоге создаются серые схемы, задействуются посредники, указывает Шестаков.

Согласно предложению Росрыболовства, промышленные предприятия должны будут вносить в фонд согласованные суммы компенсаций, а затем фонд на конкурсе будет выбирать организацию, которая займется выращиванием рыбы. Если у предприятия есть собственные мощности по выращиванию рыбы, оно сможет выплачивать компенсацию в натуральном выражении, заметил Шестаков.

Экологическая база данных

До сих пор после выдачи территориальным управлением Росрыболовства разрешения на строительство выполнение компенсационных работ не отслеживается, работа с нарушителями не ведется, отметил руководитель службы Илья Шестаков. Поэтому в 2014 г. служба начала вести электронную базу компаний, обязанных выплачивать компенсацию, добавил он, правда, работа еще не завершена.

Изменение механизма не позволит компаниям сэкономить, но «даст прозрачность и полноту компенсационных мероприятий», замечает замминистра. По его словам, затраты компаний на компенсационные мероприятия ежегодно могут составлять 1,5–2 млрд руб. Нанесенный ущерб российским водным биоресурсам за последние пять лет оценивается в 54 000 т, при этом компенсировано не больше половины, приводит данные Шестаков.

Дочерние компании «Газпром нефти» заключают прямые договоры с заводами по производству мальков рыб, которые затем выпускают в живую природу, следует из ответа компании на запрос «Ведомостей». Эти мероприятия компания реализует по программе сохранения биоразнообразия флоры и фауны морских экосистем российской арктической зоны. В 2015 г. в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах выпущено более 3,5 млн мальков ценных пород рыб, в ближайшие несколько лет планируется выпустить более 20 млн мальков, сообщает «Газпром нефть», не уточняя размер затрат на эти мероприятия. «Лукойл» практикует принцип «нулевого сброса», ущерб среде не наносится, все отходы вывозятся на берег, где на полигонах происходит их захоронение, говорит представитель компании.

При проектировании Керченского моста (подрядчиком выступает «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. – «Ведомости») размер ущерба водным биоресурсам по проекту рассчитан и согласован с Росрыболовством, отмечает представитель управляющей проектом компании «СГМ-мост». По его словам, на компенсацию ущерба водным биоресурсам планируется направить 150 млн руб. Эта сумма будет уточнена после получения положительного заключения Главгосэкспертизы, добавляет он.

При этом опрошенные «Ведомостями» компании отказались комментировать вопрос об изменениях компенсационного механизма и создание спецфонда Росрыболовством.

Как рассказал представитель Минэкономразвития, это ведомство принимало участие в рассмотрении этого законопроекта Росрыболовства и Минсельхоза (ему подчиняется служба. – «Ведомости») и согласовало его. Однако в законопроекте есть положения, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физлиц и юрлиц или способствующие их введению, ссылается на заключение Минэкономразвития его представитель. Кроме того, по его словам, некоторые положения проекта «приводят к возникновению необоснованных расходов у них [предприятий] и у бюджетов всех уровней».