Бизнес
Бесплатный
Наталья Ищенко
Статья опубликована в № 3944 от 22.10.2015 под заголовком: «Ашан» дебютирует в малом жанре

«Ашан» открыл первые «магазины у дома» в Москве

Это его первый опыт работы в малом формате торговли в России

Третья по обороту розничная сеть в России – французский «Ашан» начал развивать в Москве новый для себя формат «магазинов у дома» под вывеской «Каждый день» и уже открыл четыре таких магазина, рассказал «Ведомостям» гендиректор ритейлера Вильгельм Убнер. Около половины их ассортимента – собственные торговые марки ритейлера.

Об интересе французской компании к магазинам шаговой доступности Убнер заявлял еще год назад. «Наша задача – присутствовать во всех моментах жизни людей, и для этого нам нужно быть в интернете, на первых этажах домов, в больших торговых центрах, куда люди приезжают в выходные», – объясняет Убнер. Впрочем, пока, по его словам, формат «магазинов у дома» «Ашан» только тестирует: «Надо еще поработать с точки зрения рентабельности». Конкретные планы по открытию магазинов на первых этажах жилых домов появятся лишь после того, как модель этого проекта «стабилизируется». В частности, предстоит разобраться с организацией логистики, которая у «магазинов у дома» иная, чем у гипермаркетов.

До сих пор сам «Ашан» открывал в России только гипермаркеты. Зато другая российская «дочка» Auchan Groupe – «Атак», специализирующаяся на супермаркетах, развивает еще и сеть более компактных магазинов под брендом «В шаге от вас», напоминает начальник отдела стрит-ритейла компании JLL Юлия Назарова. Под этот формат «Атак» выбирает помещения площадью 200–500 кв. м в спальных районах, уже открыты три магазина, рассказывает консультант. Похожие площадки ищет и «Ашан» под свой новый проект, знает Назарова. Среди уже открытых магазинов «Каждый день», по ее данным, помещения по адресам: Краснобогатырская, 77, и Черкизовская, 32.

Порядочный рост

В 10 раз увеличилось количество «магазинов у дома» в Москве за 10 лет: со 100 в 2005 г. до 1000 на 1 апреля 2015 г., подсчитали эксперты Knight Frank. Общее число продуктовых сетей в Москве выросло за то же время с 21 до 48, а сетевых продуктовых магазинов – в 3,2 раза до 2106.

Силы в этом формате пробуют и другие крупные сети.

В августе этого года об изменении стратегии развития объявила петербургская сеть «О’кей»: она отказалась от активного расширения сети гипермаркетов в 2015–2016 гг. и сосредоточилась на новом проекте магазинов-дискаунтеров под брендом «Да!». До конца 2015 г. компания обещает открыть 35 таких магазинов.

Российское подразделение германской Metro Cash & Carry тестирует магазины малого формата (бренд «Фасоль») с 2012 г.: первые точки компания открывала сама, а затем доверила проект партнерам-франчайзи. Средняя площадь магазинов – 80–150 кв. м, часть ассортимента франчайзи обязаны закупать в торговых центрах Metro, говорил весной 2014 г. гендиректор сети в России Питер Бооне. Под брендом «Фасоль» уже работает 75 торговых точек, но их может быть намного больше: в сентябре Metro открыла в Московской области склад, мощности которого рассчитаны на обслуживание до 400 магазинов «Фасоль».

Самое сложное в развитии сети маленьких магазинов – это работа с их ассортиментом, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Необходимо найти баланс между разнообразием ассортимента и потребностями именно той покупательской аудитории, которая проживает рядом с магазином». Подобные сложности возникали у крупнейшего российского ритейлера «Магнит», когда он выходил в Москву, вспоминает она: «Концепция магазинов, работавших в Южном федеральном округе, заметно отличалась от того, что было востребовано в Москве». В начале 2014 г. гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий признавался, что в Москве сети пришлось прибегнуть к «ценовым интервенциям», что подорвало рентабельность по EBITDA всей компании в I квартале 2014 г.

Высока и конкуренция за качественные помещения под магазины малого формата, добавляет Назарова. К примеру, «Дикси» готова рассматривать площадки от 250 кв. м и оплачивать аренду по «хорошим ставкам», так же действуют «Магнолия», «Покупай», «Перекресток экспресс» и другие, в том числе несетевые, операторы, перечисляет консультант. Конкурировать приходится и с ритейлерами других специализаций, добавляет она, собственники помещений не всегда готовы сдавать их под продуктовые магазины, иногда можно заработать больше, разделив помещение на блоки.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать