Государство не дает «Трансаэро» шанса на спасение

Чиновники аннулировали сертификат эксплуатанта компании и передали часть маршрутов перевозчика «Аэрофлоту»
Частные банки надеются, что им удастся договориться о спасении «Трансаэро»/ Юрий Смитюк/ ТАСС

Росавиация 20 октября утвердила акт проверки «Трансаэро», а 21-го я подписал приказ об аннулировании ее сертификата эксплуатанта с 26 октября», – рассказал на экстренно созванной в среду утром пресс-конференции руководитель Росавиации Александр Нерадько. Корреспондент «Ведомостей» получил sms-сообщение об этом мероприятии примерно в полпервого ночи.

Альфа-банк поддерживает сделку с Филевыми, так как немного повышается «шанс вернуть хоть часть своих денег», сказал сотрудник банка. «Пытаемся понять, что происходит, каков план совладельца S7 Филева. Пока новый план нам не представлен, мы идем по старому сценарию», – заявил главный управляющий директор Альфа-банка Алексей Марей.

Компания не может обслуживать долги и финансировать текущую деятельность, нарушает п. 19 (соответствие персонала квалификационным требованиям) и п. 24 (проверка собственной деятельности аттестованными инспекторами) Федеральных авиационных правил (ФАП), не обеспечивает 100%-ную расшифровку черных ящиков и не проводит заседания комитета по безопасности, объяснил Нерадько. Аннулированный сертификат, по его словам, возврату не подлежит. А вечером Минтранс сообщил о выдаче «Аэрофлоту» годичных допусков на 56 международных маршрутов «Трансаэро».

На этой неделе вступают в силу новые ФАП, по которым сертификат по финансово-экономическим основаниям аннулировать нельзя – можно только приостановить. Тогда допуски «Трансаэро» на международные направления нельзя было бы отозвать, указывают два федеральных чиновника.

Накануне вечером было объявлено о намерении совладельца S7 Владислава Филева купить не менее 51% акций «Трансаэро», чтобы попытаться сохранить компанию. Ранее чиновники решили, что спасать перевозчика должен «Аэрофлот», а когда сделка не состоялась, сочли его банкротство неизбежным. Но вывозит пассажиров компании в основном «Аэрофлот».

«Мы ожидали, что Росавиация займет позицию, удобную «Аэрофлоту» в этой ситуации, но не думали, что они так мгновенно отреагируют», – говорит топ-менеджер частного банка – кредитора «Трансаэро».

Но кредиторы готовы к такому сценарию и понимают, что борьба только начинается, продолжает он. Нерадько уверял, что в Росавиацию не поступало информации о сделке с Филевым.

О ней не знали ни Минтранс, ни правительство, плана Филева по спасению никто не видел, говорит другой чиновник: «Так что государство действовало в русле принятых ранее решений».

Государство знало о плане спасения «Трансаэро», парирует банкир. В пятницу представители банков обсуждали эту схему в департаменте гражданской авиации Минтранса. «Нам дали понять, что Минтранс занимает нейтральную позицию, спасение поддерживает», – продолжает банкир. Представитель Минтранса факт встречи подтвердил. «Стадия переговоров только начинается», – надеется банкир. Судьба «Трансаэро» еще не решена, соглашается менеджер другого частного банка-кредитора.

Жена Филева и совладелец S7 Наталья Филева сказала, что от покупки акций «Трансаэро» они не отказываются, но детали не раскрыла.

Судьба «Трансаэро» в руках ее кредиторов, заявил вчера министр транспорта Максим Соколов. Сбербанк (он зарезервировал долг «Трансаэро» в 6 млрд руб.) и, возможно, ВТБ (у него госгарантии 9 млрд руб. по долгу 12,7 млрд руб.) выступали за банкротство перевозчика, им противостоял пул частных банков, уверяют менеджеры двух банков. Пресс-служба ВТБ от комментариев отказалась, пресс-службы Сбербанка и ВЭБа (крупнейший кредитор «Трансаэро») на запросы «Ведомостей» не ответили.

Филевы прагматичны и осторожны, а сейчас не время для агрессивного роста за счет поглощений, удивляется глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. С другой стороны, возможно, они считают, что после ухода «Трансаэро» остаются основным конкурентом «Аэрофлота».

Чисто теоретически при поддержке кредиторов Филевы смогли бы вытянуть «Трансаэро», считает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Они делали подобное дважды: в 1998 г., когда купили «Сибирь» в предбанкротном состоянии, и в кризис 2008 г., когда «Сибирь» из-за стремительного роста набрала огромных долгов и все же сумела вернуть их за четыре года благодаря сокращению издержек, напоминает он. Рыбак указывает, что теоретически компания может обратиться за новым сертификатом эксплуатанта.