Грузоотправители жалуются в ФАС на крупнейших железнодорожных операторов

Президент ассоциации «Недра» Журавлев утверждает, что они создали искусственный дефицит вагонов
Президент ассоциации «Недра» Александр Журавлев уверен, что был создан искусственный дефицит вагонов/ Д. Абрамов/ Ведомости

Президент ассоциации «Недра» (производителей и поставщиков щебня и гравия) Александр Журавлев 9 сентября обратился к руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС; копия письма есть у «Ведомостей») Игорю Артемьеву с жалобой на крупнейших железнодорожных операторов – Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисина, Федеральную грузовую компанию (ее вагонами управляет Центр фирменного транспортного обслуживания – ЦФТО РЖД) и Новую перевозочную компанию (Globaltrans). Журавлев уверен, что они создали искусственный дефицит вагонов и подняли цены: ПГК – на 183% по сравнению с январем, ЦФТО – на 131%, «Новая перевозочная» – на 163%. 57% перевозок щебня и гравия пришлось на железную дорогу, щебень подорожал в среднем за девять месяцев 2015 г. на 7% (458 руб. за 1 куб. м), а гравий – на 14,4% (447 руб. за 1 куб. м).

Представитель «Новой перевозочной» отказался от комментариев. Массовое списание вагонов с истекшим сроком службы создало дефицит в 30 000, говорит представитель ПГК, а арендовать или купить вагоны операторы не могут – дорого. Сотрудник крупного промышленного холдинга отмечает, что это временный профицит: ремонт путей замедлил оборот вагонов, а потому увеличил спрос на них.

По данным Михаила Бурмистрова, гендиректора «Infoline-аналитики», за 10 месяцев списано около 50 000 полувагонов, это совпало с сезонным ростом перевозок щебня, доходность достигает 1000 руб. с вагона в сутки. К декабрю спрос на них снизится, уверен Бурмистров.

Сотрудник другого крупного оператора говорит, что дефицит будет расти: «Грузоотправители будут оплачивать инициативу вагоностроителей и правительства, которые заставили операторов списывать старые вагоны».

Журавлев просит Артемьева рассмотреть ценообразование и запретить необоснованный рост цен аренды вагонов. Представитель ФАС «Ведомостям» не ответил.

Представители ЦФТО и ФГК «Ведомостям» не ответили. С представителем ассоциации «Недра» связаться не удалось.