Статья опубликована в № 3956 от 10.11.2015 под заголовком: Лечиться как в последний раз

Спрос на платные медицинские услуги растет

Виной тому стресс и опасения, что работодатели перестанут платить за добровольное страхование

Официально оплачивают медицинские услуги пациенты двух сегментов рынка: добровольного медицинского страхования (ДМС) и кассовой медицины (оплата в кассу клиники). Аудитория этих сегментов может пересекаться: например, пациент может пользоваться полисом ДМС, но оплачивать через кассу лечение зубов, указывают аналитики BusinesStat. По их данным, в 2014 г. полис ДМС был у 11% населения страны (минус 2% к 2013 г.), кассовой медициной пользовались 26% (плюс 3,8%).

Кто клиент

Рынок ДМС практически полностью корпоративный, говорит первый заместитель гендиректора СК «Альянс» Дмитрий Попов. Доля физических лиц – около 6%, подтверждает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Татьяна Кайгородова. И это в основном застрахованные по корпоративным программам родственники, добавляет Попов. Остальных – не больше 2%, считает директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «Альфастрахования» Александр Лапунов.

В первом полугодии 2015 г. по ДМС физлиц в России собрано 9,86 млрд руб. премии (+29%), заключено 5,9 млн договоров (+6%), приводит статистику директор по личному страхованию «Согаза» Тамара Смирнова: по ДМС юрлиц собрано 77,56 млрд руб. премии (+2%), заключено 532 000 договоров (+2%).

Страховым компаниям очень сложно отслеживать медицинскую историю пациента, а значит, провести правильный расчет рисков, выставить соответствующую стоимость, объясняет Лапунов. К тому же в случае конфликта между застрахованным и страховой компанией суды практически всегда встают на сторону застрахованного, что не способствует предотвращению страхового мошенничества.

Единственное исключение среди опрошенных «Ведомостями» страховщиков – «РЕСО-гарантия». В ее портфеле, по словам начальника управления медицинского страхования компании Ольги Суворовой, доля физических лиц – 40%. Появились новые продукты (страхование мигрантов), увеличились продажи существовавших ранее полисов, объясняет Суворова. Ряд клиентов, которых ранее страховал работодатель, при сокращении корпоративного ДМС сами покупают полис, добавляет она.

У клиник соотношение иное. Все клиенты сети «Мать и дитя», по словам ее представителя, – физические лица. Больше половины клиентов – физических лиц у группы «Европейский медицинский центр» (GEMC), у «Доктора рядом» (10 клиник под управлением «Тим драйва») и у компании «Ава-Петер» (клиники «Ава-Петер» и «Скандинавия»). У «Семейного доктора» (входит в портфель инвесткомпании VIY Management, один из инвесторов которой – Андрей Якунин) к началу 2015 г. частных и страховых клиентов было поровну, за девять месяцев доля частников выросла до 55%, рассказывает директор по маркетингу компании Алексей Ветров. У «Медси» 60% клиентов – страховые компании, 35% – физические лица, остальные 5% – юридические лица, в основном из регионов, говорит вице-президент группы по коммерческой деятельности Наталья Комарова.

Курс на оптимизацию

Вопреки ожиданиям, рынок коммерческой медицины пока не показал существенного спада, признают опрошенные «Ведомостями» участники. Группа «Медси» ожидала существенных изменений в 2015 г., особенно по рынку ДМС, но по результатам первого полугодия драматического падения нет, говорит Комарова. Выручка самой группы в первом полугодии снизилась на 19,7% до 3,98 млрд руб., сообщал основной акционер группы – АФК «Система». Компания объясняла это сокращением спроса по медицинским страховкам и уменьшением поступлений от госконтрактов, по которым клинику посещали чиновники.

Оптимизация, а не страхование

В долгосрочной перспективе у сегмента добровольного страхования физлиц серьезный потенциал для роста, говорит Лазарев из «Метлайфа»: устойчивый спрос на ДМС среди физических лиц сохраняется даже в кризис. Стремительно растет страхование мигрантов; государственная медицина переживает очень сложные времена; стала пользоваться спросом международная медицина, перечисляет факторы роста Черноморова. Но сейчас большинство страхователей хотят купить полис не для того, чтобы застраховаться от возможного наступления страхового случая, а для оптимизации расходов на оплату необходимого лечения, говорит Лапунов из «Альфастрахования»: «Это выглядит примерно так же, как попытаться застраховать уже разбитую машину».

В первом полугодии 2015 г. рынок ДМС был одним из немногих среди добровольных видов страхования, который показал рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит вице-президент и руководитель блока «Медицина» «Росгосстраха» Евгений Гуревич. В январе – июне сборы в сегменте ДМС выросли на 4,8% (+10,3% по итогам первого полугодия 2014 г.), приводит данные Центробанка Кайгородова. Это исключительно номинальный рост: за этот же период официальная инфляция составила 8,5%, инфляция медицинских услуг – 7,7%, отмечает Смирнова. При этом выплаты в январе – июне этого года по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. увеличились на 7,6%, говорит Кайгородова: рост объема выплат опережает рост сборов.

Многие компании просто не успели пересмотреть бюджеты и существенно урезать свои расходы на персонал, объясняет Комарова. Число работодателей, оплачивающих своим сотрудникам ДМС, в 2015 г. значительно не сократилось, подтверждает Суворова. Большинство работодателей стремятся сохранить ДМС – это важная льгота, согласен Попов.

При этом ряд компаний оптимизируют пакет ДМС, отмечает Суворова. Чаще всего сужается список лечебных учреждений, исключаются дорогостоящие опции, в том числе стоматология, происходит отказ от дополнительных возможностей, например от страхования родственников сотрудников, приводит пример Кайгородова. Работодатели сокращают объем помощи в программе или снижают уровень обслуживания (с «бизнеса» до «стандарта» или со «стандарта» до «эконома»), рассказывает Ветров из «Семейного доктора».

Можно также исключить из страховки самые востребованные, затратные, но не самые эффективные методы лечения и диагностики: физиотерапию, неограниченные массажи, бесконечные ПЦР-диагностики и проч., добавляет Лапунов. Но этот прием может быть крайне негативно встречен сотрудниками: и клиники, и пациенты очень любят эти услуги, предупреждает он.

Вдруг заболели

Политика клиник очень важна для рынка ДМС, один из ключевых факторов ­– изменение стоимости услуг, говорит Александр Лазарев, вице-президент «Метлайф Россия». Стоимость оказания медицинских услуг выросла незначительно, отмечают страховщики. Цены в GEMC привязаны к евро, в 2015 г. политика компании не изменилась; цены также не менялись, говорит коммерческий директор GEMC Дмитрий Горожанкин.

Зато количество обращений застрахованных в клиники начиная с IV квартала 2014 г. росло опережающими темпами, отмечает Лазарев. О росте обращений страховых клиентов говорят также Горожанкин и Гуревич из «Росгосстраха».

Это обычная для кризиса ситуация, рассказывает Горожанкин, люди начинают ходить в клиники, опасаясь, что в следующем году они могут остаться без страховки. Гуревич перечисляет еще факторы, способствующие росту посещаемости клиник: повышенный стресс, обострение хронических заболеваний.

«Мы пытаемся избежать серьезного роста пользования услугами по ДМС рационализацией потребления за счет включения, например, соплатежей со стороны сотрудников за оказанные услуги», – рассказывает Попов из «Альянса». Доплата может быть 10–30%, остальное заплатит страховая, отмечает Лапунов. Применение франшизы позволит заметно снизить стоимость страховки для работодателя, но может снизить привлекательность для сотрудников, предупреждает он.

Впрочем, пока продукты в нише франшизы не пользуются большим спросом, поскольку во многих компаниях такая франшиза уже заложена, говорит Алексей Власов, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам компании «Ава-Петер» (клиники «Ава-Петер» и «Скандинавия»).

Ставка на «физиков»

По прогнозу BusinesStat, в 2015–2016 гг. количество пациентов кассовой медицины снизится более чем на 20%, ДМС – на 10% (по сравнению с 2014 г.). Аналитики компании объясняют это кризисными явлениями в экономике. По оценкам «Метлайфа», сборы по ДМС в 2015 г. составят около 128 млрд руб. – на 3% больше, чем в 2014 г. Основной удар придется скорее на 2016 г., прогнозирует Лазарев из «Метлайфа»: компании сокращают персонал и бюджеты на социальный пакет; некоторые крупные компании, например General Motors, покинули рынок. Рынок в корпоративном сегменте в 2016 г. начнет падать, допускает начальник управления продуктов ДМС СПАО «РЕСО-гарантия» Марина Черноморова. В первом полугодии 2016 г. возможен рост рынка ДМС на 2–4%, но в целом по году развитие, вероятно, будет замедляться, полагает Кайгородова из «Ингосстраха».

Сокращение числа страховых пациентов не исключают и клиники. В 2015–2016 гг. рынок будет расти за счет физических лиц, считает Комарова. Пациенты будут самостоятельно оплачивать недостаток покрытия и обслуживания по ДМС в 2016 г., объясняет она. «Медицина» также надеется компенсировать снижение количества прикрепленных от страховых за счет роста частных клиентов, говорит президент компании, академик РАН Григорий Ройтберг. «Есть надежда, что ситуация в стране стабилизируется, пусть и не на таком хорошем уровне, как хотелось бы», – говорит Горожанкин.

Обязательная система

Из-за сокращения коммерческого сектора вырастет интерес к теневой медицине и сектору обязательного медицинского страхования (ОМС), прогнозируют аналитики BusinesStat. Привлекательность последнего вырастет и за счет увеличения видов медпомощи в базовой программе ОМС, а также развития государственно-частного партнерства, объясняют они, при этом некоторые частные клиники из-за снижения доли коммерческого сектора будут вынуждены работать в системе ОМС.

Свежей статистики по числу частных клиник, работающих в системе ОМС, нет. На сайте Федерального фонда ОМС приведены данные за первое полугодие 2014 г.: тогда в системе работало 8554 медицинские организации.

Группа «Медси» работает в системе ОМС в Пермском крае, а также по программам медицинской реабилитации, рассказывает Комарова. Компания также рассматривает возможность оказывать высокотехнологичную помощь: здесь оплата услуг наиболее близка к рыночной стоимости.

«Мать и дитя», по словам ее представителя, с 2013 г. работает в системе ОМС по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). В прошлом году контракты по ОМС составляли 9% от общего числа проводимых группой циклов ЭКО, рассказывает он. Если будет экономически целесообразно, группа может участвовать в системе ОМС и по другим направлениям, это позволит увеличить количество пациентов, обещает представитель компании. Работа в системе ОМС дает дополнительный поток пациентов, позволяет дозагрузить мощности, а тарифы на некоторые виды услуг адекватны, перечисляет Власов.

Клиники «Доктор рядом» работают в системе ОМС по схеме подушевого финансирования, рассказывает гендиректор сети Владимир Гурдус. В 2015 г. базовый подушевой норматив в Москве – чуть менее 5000 руб. в год, он может меняться в зависимости от пола и возраста пациента. «Мы не рассчитываем на высокую маржинальность, а предлагаем нашим клиентам различные ОМС-дополняющие продукты повышенного уровня сервиса», – объясняет представитель компании.

Но многие частные клиники пока настроены скептически. «Семейному доктору», по словам Ветрова, экономически невыгодно работать в системе ОМС в ее нынешнем виде. «Мы сфокусированы на обслуживании определенного клиентского сегмента и с опаской относимся к возможной перспективе размывания аудитории», – объясняет он. Работа в системе ОМС убыточна, уверен Ройтберг, единственный интересный сегмент – предоставление высокотехнологичной медицинской помощи. Но государство недостаточно заинтересовано, чтобы частные клиники предоставляли эти услуги, отмечает он.