Статья опубликована в № 3957 от 11.11.2015 под заголовком: «Базэл» нашел посредника

«Базэл» предлагает грузоотправителям и операторам работать через посредника

Это повысит прозрачность рынка
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» разработал проект целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок до 2020 г. 2 ноября заместитель гендиректора «Базового элемента» Вадим Гераскин представил документ Совету операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших операторов) и гендиректору Первой грузовой компании (ПГК, крупнейший оператор) Олегу Букину – он курирует в партнерстве разработку целевой модели рынка до 2020 г. (копия документа есть у «Ведомостей»). Представитель СОЖТ подтвердил получение предложений от «Базэла», как и его коллега из ПГК.

Предложения «Базэла» будут рассмотрены вместе с другими моделями, сказал представитель ПГК. СОЖТ разработает свою версию целевой модели до конца ноября, говорит представитель организации.

Действующая модель рынка железнодорожных перевозок действует до 2015 г. Следующую модель – до 2020 г. – правительство должно принять в начале 2016 г. Этот документ определяет правила игры для всех участников рынка и ложится в основу нормативных документов, регулирующих отрасль.

«Базэл» в своих материалах пишет, что за время реализации модели рынка до 2015 г. развилась конкуренция, снизилась стоимость перевозки и выросло качество обслуживания. Но этого, по мнению холдинга, недостаточно (см. график). И «Базэл» придумал, как улучшить ситуацию.

Главная новация холдинга – наладить взаимодействие грузоотправителей и операторов через специальную информационно-торговую площадку (форма ее организации не конкретизирована). Через нее операторы смогут арендовать вагоны, а грузоотправители – «заказывать перевозку», отмечается в материалах «Базэла». Через площадку операторы будут регистрировать и долгосрочные контракты с грузоотправителями, передал через пресс-службу «Базэла» Гераскин. «Долгосрочные контракты крайне важны для промышленных предприятий», – подчеркнул он. Но сейчас такие договоры непубличны.

Основная польза торговой площадки – экономия на порожнем пробеге, на оплату которого приходится существенная доля расходов операторов. Например, 45% операционных денежных расходов Globaltrans пришлось как раз на порожний пробег, раскрывала компания в презентации. Площадка позволит грузоотправителям экономить на оплате порожнего пробега вагона благодаря оптимизации работы парка, говорит Гераскин. Сокращение порожнего пробега на 10% дает операторам около 1,2 млрд руб. экономии ежегодно, отмечает он. «Учитывая, что четверть порожнего пробега избыточна, экономия может достичь 3 млрд руб.», – добавляет Гераскин. Кроме этого появление общей информационно-торговой площадки повысит прозрачность работы РЖД, считает «Базэл». Топ-менеджер компании-грузоотправителя, напротив, опасается, что такая площадка может стать такой же монополией, как и РЖД. «Если вы хотите прозрачности, потребуйте ее от РЖД», – говорит собеседник «Ведомостей».

Аренда вагонов через информационно-торговую площадку не должна быть обязательной, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Такая площадка может охватить лишь сегмент небольших отправок, добавляет он. Сейчас на так называемые повагонные отправки приходится 30% всех перевозок.

А вот краеугольную проблему железнодорожной отрасли – быть РЖД перевозчиком или владельцем инфраструктуры – «Базэл» предлагает решить не в пользу либерализации: РЖД должна остаться общесетевым перевозчиком, так как стимулов для привлечения частных инвестиций в локомотивы нет. Такая же позиция и у совета потребителей при РЖД (он передал свою модель рынка правительству в августе). Потребители предлагают оставить РЖД «гарантирующим» перевозчиком, который будет конкурировать с частными перевозчиками. Но тарифы на услуги инфраструктуры и гарантирующего перевозчика будут фиксированы на несколько лет. Лишь Минэкономразвития предполагает либерализовать локомотивную тягу на отдельных тупиковых ветках.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more