«Роснефть» увеличивает продажи нефти через Trafigura

Госкомпания заключила с трейдером контракт на поставку нефти с «Сахалина-1»
Нефть с «Сахалина-1» продаст в Азию швейцарский трейдер Trafigura/ В. Аньков/ РИА Новости

Один из крупнейших партнеров «Роснефти» среди нефтетрейдеров – швейцарская Trafigura вновь увеличивает закупку нефти у российской компании, говорится в отчете Argus (копия есть у «Ведомостей»). «Роснефть» заключила с трейдером годовой контракт на поставку нефти сорта Sokol с проекта «Сахалин-1» (по 30% у Exxon Neftegaz и Sodeco, по 20% у ONGC и «Роснефти») и северной оконечности месторождения Чайво. На «Сахалине-1» в начале года партнеры начали добычу на месторождении Аркутун-Даги (добыча на Чайво и Одопту ведется с 2005 и 2010 гг.), при выходе на плановую мощность месторождение даст 4,5 млн т в год, а добыча на всех месторождениях проекта вырастет до 9,8 млн т в год, указывала «Роснефть». За девять месяцев добыча нефти Sokol на «Сахалине-1» достигла 6,1 млн т, отмечает Argus. Северное Чайво, по оценкам «Роснефти», на пике обеспечит добычу в 1,5 млн т, пока она поднялась до 1,3 млн т, указывает агентство. Сколько составит объем поставок по контракту с Trafigura, Argus не пишет. По информации агентства, «Роснефть» сможет варьировать месячные поставки, продолжая часть нефти продавать на споте. Контракт также может быть продлен. Представитель «Роснефти» отказался комментировать возможный объем поставок, его коллега из Trafigura отказался от комментариев.

ONGC продала нефть Glencore

Индийская ONGC Videsh Ltd. продала Glencore 700 000 барр. нефти марки Sokol с «Сахалина-1» с премией примерно $3,6 за баррель к средней цене базовых сортов нефти Омана и Дубая, сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на трейдеров.

В 2013 г. «Роснефть» заключила пятилетние контракты с Glencore на 39,2 млн т, с Vitol – на 16,8 млн т, с Trafigura – на 10,1 млн т. Компания привлекла около $9,8 млрд. В 2014 г. «Роснефть» продавала Glencore, Vitol и Trafigura 11,5 млн т нефти сорта Urals через порты Приморск и Усть-Луга на условиях предоплаты. Но по объему лидировала Glencore (6,4 млн т нефти), а Trafigura была третьей в списке с 2,1 млн т. Но в апреле – мае этого года Trafigura стала крупнейшим поставщиком российской нефти, поставив около 2,5 млн т только за эти два месяца, писала Financial Times. После заключения нескольких сделок с «Роснефтью» Trafigura превратилась из «маленького игрока на российском рынке» в крупного, экспортирующего больше нефти, чем Glencore или Vitol, отмечала газета. Еще год назад, после введения ограничения долгосрочного финансирования со стороны международных банков для ряда российских нефтегазовых компаний, аналитики Fitch предположили, что компании будут больше использовать долгосрочные авансовые платежи от трейдеров. Лидером осенью 2014 г. стала «Роснефть», которая к тому времени уже получила предоплату на сумму $27 млрд – примерно треть общего долгового портфеля компании – от таких нефтетрейдеров, как Glencore и Vitol, и крупного покупателя – китайской CNPC, отмечали аналитики. Значительное увеличение объемов поставок Trafigura как раз может быть связано с потребностью «Роснефти» в предэкспортном финансировании для погашения валютных долгов, указывает Financial Times.

Правда, Trafigura пока единственный трейдер, который увеличивает долю в портфеле российских нефтегазовых компаний, остальные опасаются заключать новые сделки из-за санкций, пишет Financial Times. Формально трейдерам все-таки ничего не угрожает, говорит руководитель практики международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян. Под санкциями находится сама «Роснефть», это означает распространение санкций на те компании, в которых ей принадлежит более 50% акций или иным образом обеспечивается контроль, напоминает он. Но в «Сахалине-1» у «Роснефти» всего 20%, отмечает он. Если говорить о договорах на поставки с месторождений, которые контролируются «Роснефтью», их нельзя квалифицировать как долгосрочное финансирование, так как сроки поставки после платежа по общему правилу весьма краткие, заключает он.

Почему Trafigura становится главным поставщиком для «Роснефти», ее представитель не говорит. Компания была выбрана по итогам тендера «Роснефти», только отмечает он. Дело скорее всего в экономических условиях, никакой специальной стратегии, возможно, Trafigura предлагает самые выгодные условия поставок, полагает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Роснефть» планировала развивать собственное трейдинговое направление, чтобы не переплачивать за поставку нефти, и даже думала купить американского трейдера, но эти планы пока не реализованы, напоминает он. А на создание собственного трейдинга могут уйти десятки лет, указывает аналитик.