Росавиация призывает авиакомпании запастись техниками и едой

Ведомство рекомендует снизить до минимума контакты иностранцев с российскими самолетами в аэропортах 47 стран
Для полетов в опасные страны авиакомпаниям придется пополнить экипаж техником/ А. Махонин/ Ведомости

Росавиация 17 ноября разослала телеграмму российским авиакомпаниям с рекомендациями принимать повышенные меры безопасности при полетах в аэропорты 47 стран (см. врез), рассказал топ-менеджер российской авиакомпании. Получение такого письма подтвердили в пресс-службах «Ютэйр» и «Уральских авиалиний».

«Из конкретных рекомендаций в телеграмме есть две: иметь в экипаже технических специалистов, которые будут контролировать техническое обслуживание и проверку судна в иностранном аэропорту прибытия или транзита; по возможности планировать рейс (прямой и обратный) с запасами сухого питания и питьевой воды, принимаемыми в российских аэропортах», – рассказывает топ-менеджер авиакомпании. Суть рекомендаций, по его словам, в том, чтобы минимизировать контакты воздушного судна с иностранцами. Также в экипажи рекомендуется включить сотрудника по авиабезопасности, добавляет топ-менеджер другой авиакомпании.

13 ноября Росавиация присылала телеграмму с просьбой предоставить данные об уровне обеспечения безопасности в аэропортах Турции, Туниса и ОАЭ, рассказал представитель «Уральских авиалиний». «Росавиация просит авиакомпании, если в 2010–2015 гг. они проводили в аэропортах этих стран аудит состояния авиабезопасности, предоставить результаты проверки. То есть просят не заново проверить аэропорты, а поделиться данными планового аудита», – говорит топ-менеджер одной из авиакомпании.

Представитель Росавиации телеграммы не комментирует. «Все вопросы, связанные с аэропортами других стран и безопасностью в них, находятся в компетенции силовых структур. Эти рекомендации, как и список стран, разрабатывали они, а Росавиация доводит их до компаний как регулятор отрасли», – объясняет федеральный чиновник.

Опасные страны

Австрия, Алжир, Албания, Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Египет, Индонезия, Испания, Италия, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Киргизия, Кипр, Кувейт, Ливия, Ливан, Марокко, Малайзия, Македония, Молдавия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Сирия, США, Судан, Таиланд, Таджикистан, Туркмения, Турция, Тунис, Франция, Филиппины, Черногория, Уганда, Узбекистан и Шри-Ланка.

В список 47 не вошли некоторые европейские страны (например, Хорватия, Сербия), несколько азиатских (Китай, Вьетнам, Южная Корея), Австралия, Канада. Получить комментарии представителя ФСБ не удалось. По словам бывшего сотрудника спецслужб, в списке есть как страны, где идут или недавно были внутренние конфликты (Афганистан, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Ирак, Уганда, Сирия и др.) или недавно были теракты (Египет, Турция, Ливан), либо близко расположенные к конфликтным зонам (среднеазиатские страны СНГ), так и почему-то многие страны ЕС – видимо, из-за теракта в Париже.

«При нынешних курсах авиакомпаниям и так выгоднее закупать питание в России на обратный рейс, при продолжительности рейса свыше четырех часов пассажирам необходимо предоставлять горячее питание – оно может храниться в замороженном виде 12 часов и при полетах, например, в США или Таиланд запастись им в России невозможно – оно испортится», – говорит топ-менеджер крупной авиакомпании. Он не взялся оценить, насколько вырастут затраты на рейс при включении в экипаж технического специалиста или специалистов.

«В аэропортах, куда мы летаем часто, у нас в штате представительств уже есть авиационные техники, также в штаты можно включить и безопасников – это более простой способ выполнить рекомендации. Правда, вопрос со специалистами по безопасности надо будет согласовать с аэропортами или даже авиационными властями других стран. Но проблем быть не должно – летают же израильтяне с собственными специалистами», – говорит топ-менеджер другой авиакомпании. При увеличении экипажа по рекомендациям затраты на рейс, по его словам, вырастут на уровне статистической погрешности. Зарплата инженера в небольшой российской авиакомпании, по словам ее топ-менеджера, может колебаться в зависимости от региона, квалификации, допусков к судам от 15 000 до 100 000 руб. и выше.

Российские авиакомпании не могут возить пассажиров в Египет с 6 ноября по указу президента Владимира Путина. Сейчас авиакомпании только вывозят своих пассажиров из Египта (туда самолеты летят пустыми). Airbus 321 авиакомпании «Когалымавиа» разбился 31 октября над Синайским полуостровом, погибли 224 человека. Самолет летел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, ответственность за крушение в тот же день взяла на себя организация «Исламское государство» (запрещена в России), 17 ноября российские спецслужбы признали причиной катастрофы теракт.