Металлурги просят отменить экспортную надбавку РЖД

И ввести мораторий на ее возобновление до 2019 года
РЖД продолжает отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов, говорит представитель монополии/ Е. Егоров/ Ведомости

Рентабельность экспорта черных металлов в ноябре 2015 г. приблизилась к нулю, говорит аналитик БКС Кирилл Чуйко. По его словам, экспортные цены на прокат только за минувшую неделю упали на 3% ($8) до $267,5 за 1 т и могут еще упасть на $10–15 под давлением мирового перепроизводства и падающих европейских и китайских цен. Естественно, российские металлурги будут по максимуму сокращать затраты – например, транспортная составляющая для НЛМК – всего $2–3 за 1 т, говорит Чуйко. Но даже сокращение этих затрат не позволит компаниям значительно улучшить ситуацию на экспорте, уверен эксперт.

В 2015 г. тарифы РЖД были проиндексированы на 10% (в 2014 г. они замораживались). Помимо этого РЖД решила получить свою долю выгоды от девальвации рубля и до 2017 г. ввела надбавку к тарифу в 13,4% при отправке металлургических и угольных грузов на экспорт (надбавка для нефтяных грузов действовала с августа 2014 г.). РЖД приняла такое решение в связи с сильной девальвацией рубля по отношению к доллару: рост курса доллара значительно сократил тарифную нагрузку на грузоотправителей, работающих на экспорт, говорил тогда представитель транспортной монополии.

С января 2015 г. угольщикам удалось снизить экспортную надбавку для своих грузов с 13,4 до 1,3%. Металлурги тоже хотят платить меньше и требуют отмены надбавки, следует из письма президента РСПП Александра Шохина на имя премьера Дмитрия Медведева (документ есть в распоряжении «Ведомостей»).

Во второй половине 2015 г. девальвационный эффект был исчерпан, на 30–40% снизились цены на металлургическую продукцию, говорится в пояснительной записке к письму. Доля транспортных затрат в производстве чугуна выросла до 28%, а для стальной заготовки – до 14%. С учетом того, что потребление на внутреннем рынке падает, металлургам придется сократить производство на 15%. А это значит, что железнодорожные перевозки грузов могут сократиться на 50 млн т и привести к экономическим потерям РЖД (для производства 1 т стали требуется 3 т сырья), приводятся расчеты РСПП.

В письме Шохин и комиссия РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу предлагают отменить экспортную надбавку и ввести мораторий на ее возобновление до января 2019 г.

Заседание правительства, посвященное тарифам, инфраструктуре и инвестпрограмме РЖД, пройдет в четверг. На встрече может быть поднят вопрос об отмене экспортной надбавки РЖД для металлургов, надеются два источника «Ведомостей» в металлургических компаниях.

РЖД продолжает отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов, говорит представитель монополии. «Решения об изменении коэффициентов в рамках тарифного коридора будут приниматься исходя из экономической целесообразности для компании», – отметил он. РЖД рассчитывает, что из-за экспортной надбавки и надбавки на внутренние перевозки дизельного топлива (7,4%) доходы компании вырастут в 2016 г. на 33,4 млрд руб. (чистая прибыль монополии в 2016 г. согласно финплану составит 2,2 млрд руб.), отмечается в пояснительной записке к проекту финплана РЖД на 2016 г. А в 2017 г. доход за счет сохранения этих надбавок будет 36,8 млрд руб. В случае если действие повышающих коэффициентов прекратится, то РЖД будет добиваться расширения прав по применению тарифного коридора, указано в записке РЖД. Представитель НП «Русская сталь» напоминает, что его некоммерческое партнерство выступает за отмену экспортной надбавки и позиция по этому вопросу не менялась.

Экспорт черных металлов за январь – сентябрь 2015 г. к уровню 2014 г. увеличился на 5,5% до 32,8 млн т, в деньгах падение составило 25% до $13,5 млрд, следует из данных таможенной статистики (см. график).