УФАС признало дизайн упаковки масла «Баба Валя» похожим на продукцию Valio

В 2015 году оба производителя сменили оформление упаковки
Нарушение прав на товарный знак не ограничивается только его названием и изображением/ А. Махонин/ Ведомости

Разработавшее упаковку для масла «Баба Валя» ООО «Традиция» нарушило ст. 14 закона о защите конкуренции, решило вчера УФАС по Петербургу. Элементы ее дизайна схожи с упаковкой масла финского производителя Valio, но «Традиция» уже сменила дизайн упаковки, поэтому предписания о штрафе выписано не будет, сообщает УФАС.

Осенью 2014 г. Valio пожаловалась в УФАС на то, что покупатели могли спутать внешне похожие упаковки «Баба Валя» и «Валио». Финский концерн в 2015 г. получал регулярные обращения от людей, по ошибке приобретающих продукцию в схожей упаковке, сказано в пресс-релизе Valio. В сентябре УФАС запустило на сайте опрос «Считаете ли вы похожими упаковки масла «Баба Валя» и «Валио». Большинство респондентов ответили утвердительно.

УФАС могло вынести решение на основе результатов опроса, но вопрос сформулирован некорректно, считает представитель «Традиции». Он не исключает обращения в суд.

Продажи масла «Баба Валя» начались в сентябре 2014 г. после введения в России эмбарго на импорт продуктов из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Масло «Баба Валя» и «Валио» в схожих упаковках продавались в одно время, утверждает УФАС. Масло «Валио» производилось в Финляндии, но позже финский концерн запустил его производство на своем заводе в поселке Ершово в новой упаковке.

С начала осени продукция «Баба Валя» продается в упаковке с новым дизайном, это связано не с разбирательством, а с расширением линейки, говорит представитель «Традиции». Продажи масла «Баба Валя», по его словам, растут на 8–10% в месяц, конечный бенефициар от продаж продукции «Баба Валя» – ООО «4Ф». Масло выпускает ООО «Производственный комбинат «Волотовский». «Традиция» только разработчик упаковки, в качестве третьего лица в деле участвовал дистрибутор продукции – 4Ф, говорит представитель УФАС. 4Ф – эксклюзивный партнер Danone. По данным «СПАРК-Интерфакса», владелец 4Ф – Василий Потапенков, выручка за 2014 г. – 2,19 млрд руб., прибыль – 8 млн руб. ООО «Традиция» через ЗАО «Новая розница» принадлежит Константину Остонену.

Нарушение прав на товарный знак не ограничивается только его названием и изображением, в расчет принимаются дизайнерские решения и другие детали, говорит директор петербургского офиса «Городисский и партнеры» Виктор Станковский. По его словам, в 2012 г. была сформирована позиция Высшего арбитражного суда, в которой говорится, что в подобных спорах суд должен становиться на позицию рядового потребителя. С такой же точки зрения дело рассматривала и коллегия ФАС, оспорить это решение в суде вряд ли удастся, говорит Станковский. В целом можно считать, что «Традиция» провела удачную рекламную кампанию – без серьезных санкций со стороны ФАС ее марка получила известность, считает он.