Статья опубликована в № 3974 от 04.12.2015 под заголовком: Фермеры уезжают с «Белой дачи»

«Белая дача» откажется от услуг ненадежных фермеров

Через год компания будет закупать у поставщиков меньше половины салатов

Агрохолдинг «Белая дача» меняет стратегию. Сейчас весь салат российского производства, который компания продает, для нее по заказу выращивают фермеры. После 2016 г. она намерена на 50–70% обеспечивать себя салатной продукцией собственного производства, заявил на конференции «Агрохолдинги России» гендиректор «Белая дача трейдинг» Антон Семенов. Так, из 35 фермеров, с которыми сотрудничала «Белая дача» на начало 2015 г., компания уже рассталась примерно с пятой частью, подсчитал Семенов, в 2016 г. «под сокращение» попадут еще 15–20% партнеров. В итоге агрохолдинг оставит только наиболее благонадежных поставщиков, пообещал Семенов. Об изменениях в отношениях «Белой дачи» со своими партнерами знает президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев.

Причина таких изменений – продуктовое эмбарго, которое Россия ввела в отношении продукции из ряда западных стран как ответные меры на санкции против российских чиновников, компаний и бизнесменов (см. также врез). Примерно половина поставщиков салатов «Белой дачи» тогда сорвала существовавшие прежде договоренности, рассказывал в интервью «Ведомостям» основатель агрохолдинга Виктор Семенов: одни продали урожай конкурентам, другие – кратно подняли цены. Агрохолдинг тогда вышел из ситуации, поставив несколько фур салата из Турции, но «осадок остался», вспоминал тогда Семенов-старший. По словам Антона Семенова, поставки от неблагонадежных поставщиков, с которыми «Белая дача» разорвала отношения, пока замещают лояльные партнеры – они согласились увеличить отгрузки, – а также несколько новых.

Эмбарго заставило

«Белая дача» – не единственная компания, которая вынуждена была пересмотреть свою стратегию развития из-за продуктового эмбарго. Например, шведская компания с российскими активами Black Earth Farming приобрела в этом году калининградского производителя семенного картофеля (до запрета она закупала его в Европе), чтобы выстроить вертикальную цепочку производства картофеля и не зависеть от запретов российских регуляторов.

Прежде «Белая дача», напротив, придерживалась стратегии аутсорсинга: около пяти лет назад компания ввела программу обучения фермеров и обеспечения их посадочным материалом, техникой и семенами. Они полностью обеспечивают потребности компании в летний период. «Белая дача» не раскрывает, сколько ежегодно закупает продукции у внешних партнеров.

Необходимость в большей мере рассчитывать на себя заставила «Белую дачу» пересмотреть параметры строящегося тепличного комплекса в Кисловодске, запуск которого намечен на конец 2016 г.: агрохолдинг увеличил в 3,5 раза его площадь – до 7 га. Комплекс будет круглогодичным и обеспечит компанию 2200 т продукции. Салат «айсберг», плохо растущий в тепличных условиях, «Белая дача» летом будет выращивать в Ярославской области: компания уже купила 500 га земли возле озера Неро, говорит Семенов-младший. Весной 2016 г. здесь «Белая дача» намерена в первый раз посадить салат, а также картофель, морковь, свеклу.

Рынок резаных салатов фактически формировался «Белой дачей», говорит Королев из Национального союза производителей овощей: в крупных городах, где сконцентрированы основные потребители агрохолдинга, у нее 70% этого рынка. Поэтому фермерам, от чьих услуг компания отказалась, остается перепрофилироваться на выращивание так называемого борщевого набора: картошки, морковки, свеклы, считает эксперт. В этом случае маржинальность фермерского бизнеса, по данным Королева, снизится до 15–17% с прежних 25–30%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать