Объемы грузовых авиаперевозок в России без учета транзита снижаются

Долю остановленной «Трансаэро» – третьего перевозчика грузов в России – скорее всего заберет себе «Аэрофлот»
Объемы грузовых авиаперевозок в России без учета транзита снижаются, в следующем году рынок будет падать или стагнировать. Долю «Трансаэро» скорее всего заберет себе «Аэрофлот»/ С. Балаклеев/ РИА Новости

Для сравнения: доля международного транзита в грузообороте у второго игрока – «Аэрофлота» – 26% в этом году и 21% в 2014 г., сообщили в пресс-службе компании.

В январе – октябре, по данным Росавиации, российские авиакомпании перевезли 868 306 т грузов, что на 3% больше, чем за 10 месяцев прошлого года. На абсолютного лидера рынка «Эйрбриджкарго» (входит в группу «Волга-Днепр») пришлось 58% (505 555 т), это единственный из крупных перевозчиков, показавший рост (+20%, см. также таблицу), но от 75 до 85% его грузопотоков – транзитные. «Эйрбриджкарго» – уникальный для России проект, одна из крупнейших в мире грузовых авиакомпаний, в Россию большинство ее грузов попадает только при промежуточной посадке самолетов и не имеет к российской экономике никакого отношения», – отмечает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Зеркало экономики

Объемы внутренних перевозок грузов за 10 месяцев сократились на14,5% до 208 691 т, а международных без учета транзита «Эйрбриджкарго» (около 200 000 т) остались примерно на прошлогоднем уровне (с ее транзитом выросли на 10% до 659 615 т).

Причины падения в 2015 г. – рост курса валют и, как следствие, снижение импорта, снижение промышленного производства и сокращение объемов рынков, сообщили в пресс-службе S7. «Грузовые перевозки в целом отражают состояние экономики, на их падение влияет ряд макроэкономических факторов, говорит руководитель отдела авиа- и морских перевозок «GEFCO Россия» Михаил Косырев: некоторые компании переносят проекты на будущие годы и растягивают их во времени из-за состояния мировой экономики, факторами снижения являются санкции против России и ответные санкции, ослабление рубля на фоне падения цен на нефть, отток капитала, снижение инвестиционной активности.

«В обрабатываемых нами грузах доля внутренних с марта по август 2014 г., когда постепенно вводились санкции против России, постепенно выросла с 30 до 38% и, соответственно, упала доля международных», – говорит представитель компании «Шереметьево-карго» (один из крупнейших в России грузовых аэропортовых операторов) Илья Страхов. В 2014 г. компания обработала 156 126 т грузов.

У S7 в этом году выросла доля грузоперевозок между Россией и СНГ (с 8 до 10%) и снизилась доля других международных перевозок (с 7 до 5%), 85% приходится на перевозки по России.

Оснований для роста нет

«Эйрбриджкарго» – единственная в РФ крупная компания, предоставляющая услуги регулярных грузовых перевозок. Рост ее показателей связан с наличием разветвленной и развивающейся сети и расширением бизнеса авиакомпании на главных международных рынках – в Северной Америке, Европе и Китае, отмечает Косырев. В целом по России импорт авиагрузов в 2016 г. снизится или останется на уровне 2015 г. (исключая заказы товаров через интернет, которые растут), внутренние авиаперевозки также продемонстрируют снижение, прогнозирует он.

С российскими грузоперевозками все будет только хуже, никаких оснований для роста нет, соглашается Пантелеев. Пресс-служба ГК «Волга-Днепр» на запрос о планах не ответила. Часть издержек «Эйрбриджкарго» формируется в рублевой зоне, например часть зарплат и налогов, поэтому из-за девальвации рубля компания становится еще более конкурентоспособной на мировом рынке, говорит Пантелеев.

По прогнозу IATA, мировой рынок грузоперевозок вырастет в 2014–2018 гг. на 4,1%, самые быстрорастущие регионы – Ближний Восток и Африка, продолжается индустриализация, повышается качество жизни, растет средний класс – такими темпами росли экономики Китая и Юго-Восточной Азии 5–7 лет назад, говорит партнер Strikitsa Consulting Валентина Каледина.

«Аэрофлот» в 2016 г. планирует заметно нарастить грузоперевозки – до 153 500 т вместе с «дочками», сообщили в пресс-службе компании. За 10 месяцев этого года они вместе перевезли 108 400 т (-7% к январю – октябрю 2014 г.). Вырасти госкомпания надеется благодаря оживлению на рынке при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 г., уходу «Трансаэро», продолжению госпрограмм по развитию отдельных регионов, в том числе Крыма.

В 2015 г. «Трансаэро» (прекратила полеты с 26 октября) оставалась третьим грузоперевозчиком в стране). «Грузопотоки «Трансаэро» достанутся в основном «Аэрофлоту», считает Косырев, а остальные факторы поддержат показатели и других компаний. «Трансаэро» демпинговала и на рынке грузовых перевозок, тарифы у других игроков будут выше, что также сыграет на снижение рынка, добавляет Пантелеев.

Народные товары и запчасти

В S7 считают, что пассажирские авиакомпании, перевозящие грузы в багажных отсеках, и грузовые не конкурируют: у ГК «Волга-Днепр» маршрутная сеть разработана исходя из эффективности грузовых перевозок, они перевозят оборудование, негабаритные грузы, у пассажирских авиакомпаний маршрутная сеть формируется исходя из пассажирских потоков, они первичны, а грузы – это заполнение свободных емкостей.

«Аэрофлот», наоборот, рассматривает грузовые авиакомпании в качестве серьезных конкурентов, сообщили в его пресс-службе: из-за меньшей частоты и регулярности рейсов грузовые авиакомпании уступают пассажирским в перевозке специальных категорий грузов (скоропортящихся, ценных, срочных, и др.). Грузовые авиакомпании проигрывают группе «Аэрофлот» прежде всего по охвату маршрутной сети, качеству сервиса (регулярность рейсов, удобство расписания и т. п.) и возможностям по перевозке грузов специальных категорий, сообщили в пресс-службе.

«Волга-Днепр» в основном занимается чартерными перевозками негабаритных проектных грузов – это сегмент, где пассажирские авиакомпании не представлены, этой специализацией объясняется относительно низкая загрузка ее емкостей (45,8% за 10 месяцев при средней по рынку 67%), так как часто перегон судна к месту забора груза происходит без коммерческой загрузки, говорит Косырев. «Эйрбриджкарго» для крупных пассажирских авиакомпаний частично является конкурентом, так как она перевозит в том числе крупные партии генеральных грузов, не требующих специальных условий перевозки (товары народного потребления, косметика, оборудование и проч.), добавляет он.

У «Аэрофлота» около 80% всего объема перевозок составляют генеральные грузы, 10% – скоропортящиеся, ценные, живые, опасные, курьерские грузы, медикаменты и проч., 10% – почта. Структура грузопотока сильно варьируется от рынка к рынку, из-за узкой ориентированности экономики некоторых стран отправления могут преобладать отдельные виды грузов – например, медикаменты на рейсах из Индии, промышленное оборудование и электроника из Японии и Кореи, цветы из Нидерландов, рассказали в пресс-службе. «Структура грузопотока S7 представлена прежде всего товарами народного потребления, медицинскими, скоропортящимися грузами, продуктами питания, на российских направлениях это также курьерские грузы и почта, на международных – электроника, сообщили в пресс-службе.

«Шереметьево-карго» приводит точную разбивку по видам грузов: на внутренних линиях в топ-5 товары народного потребления (доля – 32,2%), оборудование (13,9%), одежда (12,1%), продукты питания (10,9%), курьерский груз (8,2%); на международных – запчасти (18,1%), одежда (13,7%), электронное оборудование (11,9%), оборудование (10,8%) и мобильные телефоны (5,1%).